Смелость мотивирует!

00:00, 21 марта 2014г, Общество 1428


Смелость мотивирует! Фото №1

В среду на конкурсе «Учитель года Алтая-2014» участники провели открытые уроки. Все конкурсные испытания в этом году проходят на базе барнаульской гимназии № 42, так что педагогическое мастерство конкурсанты демонстрировали на совершенно незнакомых классах и в необычных условиях: открытые уроки длились всего по 30 минут. За это время учителям нужно было успеть расположить к себе новых учеников и изучить с ними полноценную тему. Корреспонденты «АП» освежили в памяти школьную программу, а заодно побеседовали с участниками и членами жюри.

Надо заметить, что почти на всех занятиях независимо от предмета педагоги активно использовали интерактивные доски или проекторы. Но одними мультимедийными технологиями их фантазия не ограничилась: учителя с детьми учились выражать эмоции цветом, делали торты, слушали классическую музыку, играли на гитаре и пели (и происходило это вовсе не на уроке пения!). При этом темы уроков полностью совпадали с программой 42-й гимназии. Судьями очного этапа стали известнейшие педагоги школ края, бывшие победители и лауреаты «Учителя года» и специалисты АКИПКРО.

Учителю начальных классов Татьяне Маношкиной из Новоманошкинской средней школы Заринского района досталась тема «Домашние животные и их значение». А детям – первоклассникам гимназии неожиданно удалось посмотреть на занятии небольшой мульт-
фильм. Потом им пришлось работать в группах, самостоятельно распределив обязанности («Хм, рискованное задание для первого класса», – вполголоса заметили члены жюри), и даже создать свое фермерское хозяйство. Задания вызывали среди малышей невероятный ажиотаж, а распределение обязанностей в одной из групп даже закончилось слезами. Правда, все страсти мгновенно отошли на второй план, как только детям предложили с помощью интерактивной доски разделить разнообразную живность на домашнюю и дикую.

 

Сплочение – не легенда!

Александра Бондаренко, учитель русского языка и литературы родинской школы № 2, рассматривала с восьмиклассниками тему «Л.Н. Толстой. «После бала». Контраст как основа композиции рассказа». Однако прежде чем приступить непосредственно к литературному тексту, она предложила ученикам выразить посредством цветных карточек свои эмоции от картины Кандинского, музыки Чайковского и даже скандальной коммерческой акции, имевшей место на Красной площади (напомним, ее ансамбль не так давно украсил гигантский «чемодан», вскоре демонтированный ввиду всеобщего возмущения). Позже выяснилось, что все это было нужно, чтобы школьники могли определиться с понятием «противоречивые чувства». Ученики явно были изумлены таким началом урока литературы, однако в работу включились активно и в отведенные полчаса успели изучить контраст как литературный прием, коллизии рассказа и даже прочитать его альтернативный черновой финал.

– Как вы сами оцениваете свой урок? – спросили мы после занятия у педагога.

– Я крайне редко бываю довольна собой, думаю, процентов 70 из того, что я планировала, удалось выполнить. Слишком мрачно? Мне очень трудно сейчас оценить себя объективно. А довольна я детьми. Я ведь работаю в сельской школе, вчера настраивалась, что детей будет больше, чем я привыкла. Но ребята оказались очень интересные!

Темы конкурсных уроков участники узнали в начале марта, а выбрать они могли только класс. На вопрос, насколько это конкурсное занятие оторвано от повседневной учительской практики, педагог сказала: «Безусловно, открытый урок отличается от обычного, но, вообще-то, все, что я сегодня показала, я довольно часто использую в своей школе. Так что по ощущениям у меня получился сегодня даже слишком обычный рабочий урок».

– А вы уже успели подружиться с коллегами-соперниками? Взаимовыручка участников конкурса уже давно вошла в легенды.

– Знаете, я не чувствую в нашем общении духа соперничества! Все действительно помогают друг другу, чем могут: кто утюг одолжит, кто поможет подготовиться к конкурсному испытанию. Так что наше сплочение – это не легенда!

Эти слова подтверждает и Екатерина Жидовинова, учитель анг-лийского языка целинной школы № 2. На очном этапе молодой педагог оказалась почти случайно: после заочного тура она заняла 25 место в рейтинге участников и когда выяснилось, что одна из конкурсанток заболела, ее вызвали в Барнаул буквально с уроков в родной школе!

– О возможности участия мне сообщили в понедельник, когда уже шел первый этап конкурса, я в экстренном порядке сорвалась с рабочего места и приехала. Во вторник приняла участие в первом испытании, а к сегодняшнему открытому уроку готовилась вчера вечером и ночью.

«Ощущения штормовые», – признается Екатерина Николаевна, однако поддерживают ее буквально все. На вопрос, надеется ли она на хороший результат, отвечает:

– Я просто рада, что мне выпал такой шанс поучаствовать. Это действительно счастье, но и ответственность, и кропотливая работа – у других ведь было две недели на подготовку, а мне приходится все делать по вечерам.

– Что у вас за тема сегодня?

– У меня седьмой класс, а тема – «Идеальный ученик. Какой он?».

– И какой же он для вас?

– Для меня такого понятия не существует, все дети интересны сами по себе, и если бы в классе были одни отличники, не было бы интересно работать. Ведь какие-то веселые, смешные ситуации на уроке обычно устраивают отнюдь не отличники. Так что чем более разные дети собраны в коллективе, тем интереснее мне с ними.

 

Вкус английского языка

После урока Олега Муравлева, учителя английского языка завьяловской школы № 1, в кабинете пахло ванилью. Пока изумленные улыбающиеся дети выносили из класса торты, а сам педагог убирал крошки с парт, мы заметили рядом с учительским столом гитару – оказывается, конкурсант еще и пел.

– Учитель просто блистал! И дети его блистали, – признала Татьяна Билан, известный в крае учитель английского языка и участница суперфинала конкурса «Учитель года Алтая – 1994». Сейчас Татьяна Яновна впервые работает в составе большого жюри очного этапа и признается нам, что ей немного страшно – ответственность очень велика! Об уроке своего коллеги она отозвалась так: «Занятие прошло с большой коммуникативной плотностью, задействован был каждый ребенок, и я думаю, что ребятишки запомнят этот опыт навсегда. Их урок английского языка имел запах ванили, вкус торта и звучал как гитара».

Кстати, со звонком на перемену испытание для участников не заканчивается: едва отдышавшись, учитель проводит перед судьями анализ своей работы и жюри обращает внимание на глубину и точность оценок.

– Здорово, что на конкурс приходят молодые педагоги, такие смелые и отважные, – говорит Татьяна Билан. – Они уже понимают, что свой путь к успеху нужно начинать сразу: не бояться сделать первый шаг, попробовать свои силы. Знаете, определенная смелость важна для профессии учителя, ведь он мотивирует детей, чтобы они росли достойными гражданами и могли принять на себя ответственность!

– Татьяна Яновна, конкурсный урок – своего рода демонстрация всех лучших умений и достижений педагога. Но можно ли за эти полчаса действительно оценить учителя?

– Да, каждый день вести занятия на пределе возможностей не получится. Но по открытым урокам всегда видны глубина его понимания предмета и даже миссия учителя, его отношение к профессии.

– А вашу жизнь этот конкурс изменил?

– Конечно! Я тогда уверилась в своих силах. Знаете, я ведь до сих пор помню свой конкурсный урок, который давала здесь же, в 42-й гимназии, и у меня сейчас ощущение дежавю. До сих пор я благодарна тем детям и учителям, которые нас 20 лет назад принимали. Педагоги, которые не участвуют в конкурсах, сами отказываются от опыта общения с целеустремленными и амбициозными коллегами, а оно очень многое дает.

Сегодня, 21 марта в краевой филармонии завершится конкурс и пройдёт церемония награждения педагогов края.

Фоторепортаж