Когда бойцовка дороже золота

Игорь Шахматов задержался в стройотрядовской юности и этому рад

00:00, 14 марта 2014г, Общество 3786


Когда бойцовка дороже золота Фото №1

Фото Олег МИКУРОВ

О таких, как Игорь Ильич, в родных кругах говорят: стройотрядовец до мозга костей. Действительно, в прошлом боец легендарного студенческого строительного отряда «Монолит» Алтайского государственного медицинского института в молодости прошёл большой и интересный путь. Работал на крупных объектах Сибири, трудился в зональном штабе ССО, руководил «Снежным агитдесантом» «Время». Он и сегодня болеет за любимое дело, возглавляя клуб ветеранов движения при родном университете.

Ветераны СО «Алтай» – это особенные люди, которые не просто приходят на встречи с ребятами, присутствуют на открытии и закрытии трудового семестра или вручают грамоты на фестивалях и слётах. Они решают серьёзные вопросы. Например, ищут организации, готовые принять на работу студентов во время летних каникул, оказывают финансовую помощь ребятам, у которых проблемы со здоровьем. И, несмотря на свою занятость, бывают на репетициях отрядов, помогают ставить номера, сочиняют новые песни.

 

Как всё начиналось

Кабинет моего собеседника больше похож на музей, и с помощью «экспонатов» (кубки, медали, грамоты) можно восстановить историю развития студенческого движения на Алтае, в частности, в медицинском университете. Снимки со слётов, фестивалей и дружеских встреч он оформил в фоторамки. И о каждом запечатлённом событии боец с многолетним стажем рассказывает с особым удовольствием, ведь до сих пор болеет за развитие любимого дела, помогает возрождать традиции в отрядах.

Игорь Шахматов родился в Челябинской области в маленьком шахтёрском городе Карабаш. Когда ему исполнился год, с родителями и сестрой Ольгой переехал в Барнаул. В школе учился хорошо, но не прикладывал особых усилий для того, чтобы получить отличный аттестат. Молодому человеку нравилось заниматься общественной деятельностью, он выступал на праздниках, участвовал в сценках, пел в хоре и отвечал за оформление стенгазеты. Параллельно ходил в изостудию во Дворце пионеров.

– Долгое время хотел выучиться на архитектора, но, для того чтобы получить высшее образование и овладеть профессией, нужно было ехать в Новосибирск.

А так не хотелось отрываться от родных стен. Шестеро моих одноклассников решили пойти в один из самых престижных вузов – медицинский. За компанию с ними и подал документы, поступил на лечебный факультет, – вспоминает Игорь Ильич.

На первом же курсе он стал участником «Анатомического КВНа», а после зимней сессии, как и все одногруппники, пошёл записываться в стройотряд. В 1970 годы туда отправлялось большинство парней и девушек, это было престижно, почётно и в порядке вещей. Вчерашний боец рассказывает:

– В вузе было 15 отрядов, но я попал в самый легендарный, титулованный и многочисленный – «Монолит», появившийся в 1974 году (ему не было равных даже во всесоюзных соцсоревнованиях). В составе отряда насчитывалось 125 человек, в другие отряды набирали всего по 30-40 студентов. Мы строили крупнейший элеватор за Уралом, работы велись в Камне-на-Оби. Параллельно бойцы из нашего института возводили Кулундинский магистральный канал. Мы были безумно счастливы, что причастны к великому делу.

Кстати, несмотря на большой объём общественной работы, молодой человек учился на одни пятёрки и единственный в вузе был удостоен именной стипендии имени Ленинского комсомола.

 

Быт

Жили «монолитовцы» в вагончиках по двенадцать человек в каждом, спали на двухъярусных кроватях. Неподалёку были расположены пищеблок, душевые, подсобные помещения. Своими руками бойцы забетонировали и танцплощадку, здесь они проводили вечера. Неразлучные друзья Игорь Шахматов, Валерий Елыкомов и Олег Глебов до сих пор помнят, как проходил обряд посвящения. Ребята играли в перевёрнутые шашки, на каждую «старики» насыпали перец, горчицу, специи, и за неправильный ход новичкам приходилось съедать «блюдо».

– К счастью, соревнования длились недолго, иначе наши желудки не смогли бы переварить столько «вкуснятины», – улыбаясь, говорит сегодняшний герой «АП». – А ещё первокурсникам предлагали с закрытыми глазами доползти до перевёрнутой строительной каски и надеть её без помощи рук. Пока студенты двигались к цели вслепую, добрые повара накладывали в головные уборы манную кашу!

По его словам, в Камне-на-Оби стройотрядовцам доверяли организацию масштабных праздников, например, День Военно-морского флота. Студенты, наряжаясь глашатаями, созывали горожан на центральную площадь, где бойцы уже пели, танцевали, устраивали различные конкурсы – одним словом, дарили людям хорошее настроение.

Кстати, карьера 18-летнего бойца Игоря Шахматова могла завершиться во время первого летнего трудового семестра. Он рассказывает:

– В Камне-на-Оби есть так называемое озеро Рица. Хотелось в него окунуться после очередного рабочего дня. Однако для отрядов тогда действовал двойной сухой закон: нельзя было употреблять алкоголь и купаться. В общем, второй пункт мы решили нарушить, ушли ночью из лагеря. В это время руководители зонального штаба приехали с проверкой в «Монолит». Во время переклички за кого-то из отсутствовавших ребята успели выкрикнуть, а за меня – нет. Сразу после утренней линейки секретарь комитета комсомола мединститута Геннадий Степанович Михайлов сказал, чтобы я собирал вещи и уезжал в Барнаул. С позором уйти из отряда не позволили «монолитовцы», с горем пополам отстоявшие меня перед отцами-командирами.

 

В зональном штабе

По советским меркам полноценный век стройотрядовца мединститута составлял три года, поскольку после четырёх лет учёбы студентам нужно было распределяться по городам и районам края для прохождения медсестринской практики. Четверокурсник Игорь собирался ехать с одногруппниками в Волчихинскую ЦРБ. И в это же время происходит смена поколений в зональном штабе. Шахматова включают в его обновлённый состав в качестве инструктора политотдела.

– Я не был готов к такому ответственному шагу (ведь в отряде числился простым бойцом), но не смог отказаться, – продолжает собеседник. – Приходилось всё осваивать с колёс. В свои силы поверил уже летом, после Первых краевых олимпийских игр ССО в 1980 году, приуроченных к Олимпиаде в Москве. Поручили сформировать и возглавить сборную из спортсменов зонального отряда. Состязания проходили в Тальменке, и нашими основными соперниками были политехники. В итоге мы вырвали у них такую важную победу.

Ещё шесть лет он работал в составе вузовского штаба ССО, был комиссаром, заместителем командира, затем стал секретарём комитета комсомола мединститута. Дважды возглавлял «Снежный агитдесант» АГМИ «Время-9» и «Время-10». Будущие медики, в основном бойцы стройотрядов, на протяжении десяти лет выезжали в районы края, помогали местным жителям по хозяйству, проводили концерты, общались со школьниками. Работали бок о бок с преподавателями вуза, отправлялись в глухие, заброшенные деревеньки, где вели приём пациентов.

В 1990 году Игорь Ильич сдал свой пост Вячеславу Миронову, который стал последним секретарём комитета комсомола в мединституте.

 

Клуб ветеранов

Сегодня 54-летний Игорь Шахматов возглавляет клуб ветеранов ССО «Медик»» при АГМУ. Сообщество возникло по его инициативе. Первыми резидентами клуба также стали Вячеслав Миронов, Евгений Чирков, Сергей Воронов, Юрий Красов. Примеру вчерашних стройотрядовцев-медиков последовали коллеги из технического, аграрного вузов, госуниверситета, педакадемии, академии культуры и искусств.

– Важно не стареть душой и оставаться интересным молодёжи. Стараемся не отставать от бойцов, ездим на слёты в Москву, Владивосток, Челябинск, Екатеринбург, в 2011 и 2013 годах участвовали в «Знаменке» – Всероссийском фестивале стройотрядовской песни, что проходит в Свердловской области. Оба раза становились лауреатами, увозили с собой приз зрительских симпатий, – рассказывает Игорь Ильич.

Ветераны не забывают почтить память людей, которых сегодня нет рядом.

– Был у нас замечательный друг Лёня Скворцов. Учился он в политехническом институте, а пропадал сутками – в медицинском. С нами ездил в стройотряд, агитдесанты, в последний раз отправился уже неизлечимо больным (у парня обнаружили рак)… Мы боролись за него до последнего, даже смогли отправить на лечение в Лондон. К сожалению, это его не спасло. В конце марта 1991 года парень умер. Его смерть послужила толчком к образованию клуба ветеранов ССО «Медик».

С тех пор на протяжении двадцати с лишним лет в последнюю пятницу марта ветераны собираются на кафедре нормальной физиологии вуза, вспоминают весёлого и беззаботного Лёню, которого всем сердцем любили и уважали. Как в прежние времена, они надевают бойцовки, развешивают флаги, рассказывают о проделанной за год работе, вспоминают золотые студенческие годы и поют замечательные песни своей молодости.

 

Работа и семья

Игорь Шахматов работает в Алтайском государственном медицинском университете. Он – доктор медицинских наук, профессор кафедры нормальной физиологии, заслуженный работник высшей школы РФ. Студенты ценят его за интересные занятия, справедливое отношение и чувство юмора. Спрашиваю: «Наверняка учите ребят-стройотрядовцев. К ним относитесь по-особенному?» Отвечает без замедления:

– Люблю своих бойцов, чем могу, помогаю им. Однако стараюсь не поступаться своими принципами. Не терплю, когда сам факт членства в ССО используется в качестве главного аргумента для достижения личных целей. В прошлом году парню из родного «Монолита» дважды поставил двойку по физиологии и с тяжёлым сердцем отправил на стройку в Архангельскую область. Пришёл провожать отряд на вокзал, захватив для этого студента учебник. Протягиваю ему книгу, а он улыбается: «Не надо, Игорь Ильич, я уже взял». В итоге встретились в сентябре на пересдаче. Я поставил ему заслуженную тройку.

Так получилось, что в семье у ветерана-стройотрядовца заядлых бойцов нет. Игорь Шахматов вместе с женой Натальей вырастили двоих детей: Клавдию и Антона. Безусловно, они хотели последовать примеру отца, но как раз в 1990 годы студенческое движение было приостановлено (его удалось возродить только в начале двухтысячных). Дочь окончила медицинский университет, защитила диссертацию и работает в барнаульской железнодорожной больнице, сын – архитектор-дизайнер. У Игоря Ильича подрастают уже трое внуков.

 

Нужны перемены

Игорь Ильич мечтает о создании настоящих вузовских штабов, которые будут организовывать работу отрядов: контролировать ход подготовительного и рабочего периодов, распределять по объектам, стимулировать соревнование между ними.

– Конечно, в каждом университете в составе студенческого профкома есть начальник штаба трудовых дел, но, как правило, он же является командиром одного из действующих отрядов. Поэтому сложно оставаться объективным по отношению к другим ребятам. Вузовские штабы нужно формировать из людей независимых, дисциплинированных и ответственных. Кстати, как показала практика, из таких организаторов вырастают достойные руководители, – подчеркнул Шахматов.

По его словам, хотелось бы решить вопрос с предоставлением рабочих объектов во время летнего трудового семестра. Желающих пройти через стройотрядовскую школу всё больше, а мест не хватает. Многие ребята просто выпадают из системы подготовки.

– В 1978 году, когда я был руководителем оформительской группы «Монолита», мы в марте начинали украшать лагерь, в котором предстояло жить летом. Закупали деревоплиту, краски, металл, в подвале рисовали стенды, выпиливали буквы, делали каркасы. Кстати, в этом году планируем возобновить нашу давнюю традицию – каждое утро поднимать флаг, а вечером, после трудового дня, опускать. Иначе для чего мы поём песню про флаг, который взлетает в небо по мачте?

 

Итог

Игорь Ильич искренне болеет за развитие молодёжного движения на Алтае, любит и уважает ребят, которые продолжают традиции СО:

– На мой взгляд, студенческие отряды являются самой эффективной формой гражданского патриотического воспитания молодёжи. Эти ребята – элита университета. Сервисные, экологические, медицинские, педагогические, строительные отряды… Они достойны уважения и восхищения. Именно здесь бойцы получают прекрасную жизненную закалку, бесценный опыт, формируют свою гражданскую позицию. Верю, из них вырастут достойные люди, настоящие патриоты нашей страны.

Фоторепортаж