Четыре поколения под одной обложкой

00:00, 07 февраля 2014г, Общество 2276


Четыре поколения под одной обложкой Фото №1

Наша рубрика продолжает погружаться в прошлое посредством самого простого устройства – семейных фотоальбомов. Огромный самодельный, с толстыми картонными, переложенными марлей страницами, обтянутый желтой тканью фолиант – это фотоальбом семьи Рыжиковых.

– Отец сделал его где-то в 70-е годы, – говорит Олег Рыжиков, учитель труда барнаульской школы № 53. – Это, можно сказать, фамильный альбом, моих отца и матери…

На первой странице – фотокарточка настоящего лихого казака. Оказывается, это снимок еще времен Первой мировой.

– Это прадед по линии матери Сергей Семенович Кудряшов, – поясняет Олег Рыжиков. – Он герой был, Георгиевским крестом награжден. В 30-е годы отказался сдать крест и его угнали на работы. Бабушка рассказывала, что он оттуда пришел опухший от голода, но детям принес две рыбины и булку хлеба…

Эта линия Рыжиковых идет с Хакасии. А другая – Астапенковы – тянется из самой Польши да еще и из глубины веков!

– Астаненский – такая фамилия была у моего прапрапрапра… – рассказывает Олег Рыжиков. – В семье считается, что они приехали в Россию еще при Екатерине, около 250 лет назад. С годами фамилия пребразовалась, и мама моя была уже Астапенкова.

Рыжиковы тоже фамилия старая. В семье – у дядьки Олега в Хабаровске – хранится письмо Пантелея Владимировича Рыжикова, поручика Казанского пехотного полка, помеченное августом 1812 года!

– Я его читал, когда мне было лет двенадцать, – рассказывает Олег Рыжиков. – Понятно, отношение было легкомысленное. Помню дату – 24 августа 1812 года. Это письмо к жене, и начиналось оно словами «Дорогая моя Натали». Еще помню фразу «Если волею Божией сложу голову, прошу не кручиниться обо мне».

Поручик Рыжиков предчувствовал свою судьбу – по семейному преданию, он погиб при Бородине. Возможно, он был в составе гренадерской роты 2-го батальона Казанского полка, о которой в книге «Походы 64-го пехотного Казанского Его Императорского Высочества Великого князя Михаила Николаевича полка» говорится, что она приняла первый удар французов в составе сводно-гренадерской дивизии генерала графа Михайлы Воронцова, вместе с которой и погибла почти полностью.

Дворянское происхождение Рыжиковых сыграло потом свою роль.

– Деда, Степана Семеновича, из-за этого не приняли в Военную академию, – говорит Олег Рыжиков. – Хотя он прошел три войны – финскую, Великую Отечественную, с Японией. Полная грудь была орденов. Когда в 1965 году Хрущев отменил плату на награды, он осерчал, собрал их все и выбросил за огород. Отец мой со школы возвращался и подобрал. Так они сохранились…

Степан Семенович Рыжиков возил в блокадный Ленинград продовольствие и там познакомился со своей будущей женой, вывез ее на Большую землю и этим почти наверняка спас жизнь.

Мы листаем альбом страницу за страницей.

– Вот отец с матерью познакомились. Они в Красноярске учились вместе, в одном институте. Вот их студенческие годы. Вот отец-стройотрядовец. Он рассказывал, что стройотряд был выгодным делом: «Копнешь – рубль, копнешь – рубль…» – смеясь, рассказывает Олег Рыжиков.

Вот свадебные фото Рыжиковых-старших. Вот на фотографиях появляется его сестра. А вот и сам Олег, толстощекий бутуз. Костюмы да и сами фотографии становятся все знакомее. Вот фото самого Олега Рыжикова – большое, раскрашенное из черно-белого в цветное. В 70-е годы прошлого века по домам ходили умельцы, предлагали раскрасить черно-белые фото. А вот уже и цветные снимки – в те годы большая ценность! Снимать на цветную фотопленку было отдельное мастерство. Проявлять ее было несравнимо труднее черно-белой, риск брака при проявке крайне велик.

В те времена семейное фото – это был целый церемониал. Выбирали день, наряжались, шли всей семьей в фотоателье, и там фотомастер делал снимок специальным фотоаппаратом – деревянным, на трех ножках, на фотопластину. Фотограф говорил: «Внимание!», отточенным и заученным движением снимал с объектива крышечку и делал особое округлое движение – ровно на ту долю секунды, которая требовалась для снимка. Малым детям, чтобы смотрели в объектив, говорили традиционное: «А сейчас отсюда вылетит птичка!»

Такие снимки – отпечаток эпохи на негативе – есть и в альбоме Рыжиковых. А есть и другие, почти обязательные в ту эпоху снимки – из домов отдыха, с демонстраций.

– Это мама в Трускавец ездила, – говорит Рыжиков о снимках, где огромная группа людей распологалась на фоне то одного, то другого камня. – А это – первомайская демонстрация. А это – отец в Чернобыле. А это – мама на работе, в магазине подписных изданий на Ленинском, там сейчас кофейня…

Отцовский фотоальбом заканчивается на свадебных фотографиях Олега Рыжикова. В толстую эту книгу вместились жизни четырех поколений с разными ответвлениями – дядьки, тетки, племянники и племянницы, друзья и подруги. Сейчас Олег Сергеевич и сам глава семейства, у него две дочери – Марина и названная в честь одной из прабабушек Софья. Фотодело нынче проще прежнего – у Олега Рыжикова уже пять фотоальбомов своего семейства. Но не таких, конечно, покупных. Но в планах – сесть и сделать такой же основательный, на несколько поколений…

Фоторепортаж