Фермачи из Смирненького

В сердце Кулундинской степи научили коров давать молоко для самого вкусного в Сибири масла

00:00, 04 февраля 2014г, Общество 2349


Фермачи из Смирненького Фото №1

Кулунда – это целые пласты дальней и ближней истории. Например, чего только стоят Столыпин и его переселенцы в наши края! Или целина! Но и сегодня здесь творят чудеса, достойные подражания. Доярки и телятница из небольшого поселка Смирненькое – первые кандидаты в клуб лучших животноводов Алтайского края.

«Понимаешь, – разъяснял мне недавно тонкости ведения сельского хозяйства в Кулундинской степи директор известного в крае, России и даже Европе хозяйства «Партнер» Андрей Кожанов, – добиться выдающихся результатов в животноводстве можно двумя путями. За огромные деньги строить мегафермы, закупать коров в Америке-Европе или более скромными средствами поднимать продуктивность стада».

Хозяйство «Смирненькое» идет по второму пути. Коровы здесь самые что ни на есть отечественные. Красная степная порода. Появились вместе со столыпинскими переселенцами. На наших разнотравьях давали такое молоко, что от продажи масла из него Российская империя получала больше золота, чем от всех сибирских приисков. Интересно было бы изучить всю родословную уже местных буренок-рекордисток, надои которых перевалили шеститысячный рубеж, но смирненские считают, что достаточно знать родословную по четвертое колено.

У каждого теленочка на ухе несколько бирок. Но Наталья Коржавая зовет всю без малого сотню одним именем – малыш.

– Они как дети! Ухаживаешь, переживаешь. Как заболел – бежишь к нему и стоишь: пьет не пьет, если не попил, уже расстраиваешься. Ну-ка, малыши! – наводит она решительно порядок среди подопечных, столпившихся в ожидании очередной порции молока.

23 года на телятках, а стаж у нее 33 года. Предпочитает работать с «девочками», хотя «мальчики» дают привесы побольше.

– Надо стараться изо всех сил, чтобы выйти в передовые. Очень тяжелый труд. Они к нам попадают с первого дня. Для меня – все одинаковые. По ночам часто снятся. Разговариваешь с ними, они стоят смотрят. Как попьют первое молозиво, начинают кричать: «Му!» Может, им не хватает мамки, вот и кричат. Когда болеют – переживание только. От старой коровы, кстати, они крепче, чем от телочки. Ходит ветврач, колет им витаминчики. На молоке они дают привесы в 945 граммов ежесуточно. Теленок вырос здоровым, значит, и корова такой будет! Бывает, больше доярок получаем, – говорит Наталья Коржавая.

Молочная ферма «Смирненькому» (хозяйству всего десять лет. – Авт.) досталась по наследству и разменяла не один десяток, но... Когда-то здесь доярки таскали корма вручную, а молоко – бидонами. Теперь молокопровод, современное доильное оборудование, емкости для охлаждения и хранения молока. Кормовые проходы с полимерным покрытием, в коровнике термальный пол. В бытовых помещениях – пластиковые окна. Ручного труда осталось чуть-чуть.

– Хотелось бы на железобетонном потолке сделать специальные окна, как на современных фермах, но дорогие они что-то получаются, – как бы оправдывается перед доярками и гостями директор «Смирненького» Михаил Эльзнер.

В хозяйстве 1340 голов КРС, из них 485 – дойные коровы. На животноводов здесь, в самом сердце Кулундинской степи, чуть ли не молятся.

– По молоку главные денежки поступают в хозяйство. Видите ли, у нас зона рискованного земледелия, не всегда урожай получаем, а если уродилось, то и не продашь. Цена неплохая на молоко. За год мы сдали на 26 с половиной миллионов. Жир у нас вышел 4,1 и белок 3,15. Сорок процентов молока сдаем высшим сортом, остальное – первым, – рассказывает начальник животноводства «Смирненького» Зинаида Шевелило. – Коллектив очень дружный. Все зависит от кадров. Если люди подобраны, то все ладится, все успеваем. Два года входим в краевой клуб животноводов - доярки были, оператор по искусственному осеменению. В этом году две доярки претендуют – Лариса Курашова и Людмила Дядечко, одна надоила 6213, другая – 6093 килограмма молока на фуражную корову, телятница Наталья Коржавая. Сейчас среднесуточный надой у Натальи Жубенко 17, а у Татьяны Шевченко – 19 килограммов. Думаю, они тоже шеститысячный рубеж в этом году перейдут.

С 2013 года по инициативе губернатора Александра Карлина в регионе трансформирован существовавший с 2008 года клуб доярок-пятитысячниц. Состав его расширен представителями других профессиональных групп, задействованных в молочном скотоводстве. Изменилось и название – Губернаторский клуб лучших животноводов Алтая.

– Доярки и поярки у нас в возрасте и для них санаторно-курортное лечение очень даже хорошо. Спрашиваете, делились ли впечатлениями? Конечно! Глаза горели? Еще как! Конечно, в хозяйстве выезда нет, а тут и в городе побывают, отдохнут. Другие стараются подтянуться. У нас коллектив сплоченный, и, глядя на них, многим тоже хочется быть в рядах Губернаторского клуба лучших животноводов, – говорит директор «Смирненького».

Здесь умеют считать и рассчитывать. Массовые отелы – в третьем и первом кварталах, потому что зимой молоко самое дорогое. Есть коровы и 37 литров дают в сутки, и 30, и 29.

– Откуда они появились? – переспрашивает Зинаида Шевелило. – Мы сами вырастили, у нас было дойное стадо небольшое, закупили телок в племсовхозе «Победа» и начали выращивать. Искусственным осеменением серьезно по науке занимаемся – это самое главное. Говорят, 40 процентов – генетика, 60 – корма. Низкоудойных мы не держим. Трудно надоить шесть тысяч. Наша красная степная порода больше и не даст. Стадо у нас молодое.

Все время пользуемся добавками, премиксы покупаем, патоку – 500 граммов на голову. Мы от этого видим эффект –2-3 кг добавка есть. Кормосмесь, 3 килограмма сена, 15 – сенажа и
10 – силоса на буренку. В наших коровах кровь, а не марганцовка (смеется). Все идет через измельчитель, миксер. Проходит трактор и раздает смесь. Ручного труда у доярок практически нет. Только фураж могут раздавать ведрами, поскольку каждая знает, сколько корова дает молока.

Понравилось, что здесь знают не только результаты контрольной дойки, но и что из их отличного молока в конечном итоге получается. С гордостью рассказывают, что кулундинское масло – самое вкусное в Сибири, самое дорогое в Казахстане, а еще его традиционно и охотно закупают иркутяне и красноярцы.

В «Смирненьком» учитывают и отмечают в трудовой жизни села каждую мелочь. Вплоть до того… где сидят их доярки на ежегодных краевых слетах лучших животноводов. В позапрошлом году они, например, как начинающие, сидели на балконе в театре драмы, их друзья-соперники из Немецкого национального района – в партере. В прошлом году, к изумлению соседей и гордости кулундинцев, все стало наоборот!

– Мы хозяйство молодое – всего 10 лет. Есть результат, видим, с чего начинали и чего достигли, – с гордостью говорит Михаил Эльзнер.

 

Кулундинский район.

Фоторепортаж