Ценный кадр

В Барнауле, в галерее «Кармин» проходит выставка работ известного фотографа Бориса Брязгина

00:00, 23 января 2014г, Общество 2689


Ценный кадр Фото №1

Еще два года – и исполнится 60 (!) лет с того дня, как Борис Брязгин в первый раз взял в руки фотокамеру. Целая жизнь в кадре. А ведь изначально Борис Петрович выбрал совсем другой путь – в родном Новосибирске поступил в швейный техникум, выучился по специальности «Конструктор-модельер мужской верхней одежды» и даже работал в Кемерово в экспериментальной лаборатории, на базе которой позднее был создан Дом моделей…

– Я рисовал одежду, по ней делали лекала, мастер шил, манекенщик демонстрировал, – вспоминает сейчас Борис Брязгин. – Но фотография пересилила.

Фотографировать Борис Петрович начал еще во время учебы в техникуме.

– Активный был смолоду, участвовал в художественной самодеятельности, рисовал стенгазету. Вот для нужд стенгазеты решил научиться фотографировать, – рассказывает Брязгин. – В техникуме выдали казенный фотоаппарат. Все, что казалось интересным, то и снимал.

Это была, что называется, бытовая фотография, для себя.

– В Кемерово купил «ФЭД», чтобы сына фотографировать, – вспоминает Брязгин. – Но потом потянулось… Мне интересно сделать фотографию как живопись. Красоту показать.

На фотографа и сейчас не учат, а тогда тем более. Все знания, умения и навыки добыты методом проб и ошибок. Но что-то и добрые люди подсказали.

– Еще в Новосибирске меня по фотоделу натаскивал сосед Михаил Иванович Молодкин. Он хоть и бухгалтер, но фотографом был отличным. А в Кемерово я начал ходить в фотоклуб и там познакомился со старым фотографом Николаем Ивановичем Черкасовым. Он, видимо, понял, что фотограф во мне уже победил модельера.

Черкасов, работавший на станции юных техников (было в советское время такое учреждение, дети осваивали там разную технику, в том числе имелся кружок фотодела), уже собирался на пенсию и предложил Брязгину свое место. Борис Петрович согласился. В то время снимки Брязгина публиковала газета «Комсомолец Кузбасса», так что он имел некоторую известность в журналистских кругах. И когда из «Молодежи Алтая» разом ушли два фотографа, тогдашний ответственный секретарь газеты Вячеслав Соколов вспомнил о Брязгине и написал ему письмо.

– Он написал «приезжай на смотрины». Я собрался и приехал. Они посмотрели на меня, на мои снимки. И 26 марта 1966 года я был принят на работу в газету «Молодежь Алтая», – рассказывает Борис Петрович. – А 29 марта уже поехал в командировку в Кош-Агач. Так и пошло…

Что такое была работа газетного фотографа тогда, когда не было Интернета, сотовых телефонов, цифровых фотоаппаратов? Фотограф Александр Волобуев, когда-то тоже работавший в «Молодежке», рассказывает:

– Газета выходила пять раз в неделю. И в каждом номере на первой странице должен быть обложечный снимок – человек, событие, пейзаж. Каждый вечер Борис Петрович знал, что он сдаст утром на первую полосу. И вот в таком режиме он работал 20 лет! В состав края входил тогда Горно-Алтайский автономный округ. Было в порядке вещей: Петрович летел на самолете в Кош-Агач, там прямо в аэропорту фотографировал какого-нибудь чабана с бараном, которых специально привезли в аэропорт, на этом же самолете возвращался и еще успевал со снимком в номер. У него на двери висела табличка: «Не входить – идет процесс! Я проявляю!» И он проявлял не только пленку, но и отвагу, героизм. При этом за 35 лет работы в «Молодежке» он не потерял молодости…

10 тысяч. Именно столько снимков сделал Борис Брязгин за годы работы в «Молодежке».

Тут напомню, каким тогда был труд фотографа. Следовало иметь несколько фотоаппаратов – по одному для разных нужд, несколько объективов. Бачки для проявки и закрепления. Красные фонари. Фотоувеличитель. Сушили снимки либо на глянцевателе (вращающийся большой никелированный барабан с подогревом), а если он ломался, клеили их картинкой на стекло как горчичники. Если снимок нужен был срочно в номер, то проявленные пленки вывешивали на прищепках и сушили, обдувая вентилятором.

– Я не плачу о пленочной фотографии, – говорит Брязгин. – Тогда снимали наудачу – никогда ведь не знаешь, что получится, что ты успел схватить, а что нет. А сейчас снял, посмотрел на дисплей – о, получилось! И душа на месте. А емкость какова! Я купил флешку, с которой даже при высокой разрешающей способности можно сделать 1100 кадров!

Сейчас Борис Петрович, которому 5 марта ему исполнится 77 лет, – признанный мэтр фотографии. Приезды на Алтай больших начальников, битва за урожай, времена года, люди, события, факты – все это на тысячах негативов, которые хранятся в краевом архиве. Потому что – история.

По творческой и чисто человеческой активности он еще даст фору молодым.

– В 2013 году два раза ездил в Новосибирск в оперу – на «Жизель» и на «Спартака». К Александру Волобуеву на выставку в Сростки. На Лебединое озеро в Советский район. Уже фотографии большие отпечатал – висят на стенке, – отчитывается Брязгин.

А еще он, как в анекдоте, «немножко шьет».

– В прошлом году себе и сыну сшил брюки. А что, у меня машина тумбовая, а на меня брюки в магазине не купишь, – смеется Петрович.

На вопрос о любимых темах Брязгин отвечает: «Я все снимал, журналист должен быть всеяден – спорт, пейзаж, люди…», на вопрос о любимых снимках: «Все они мои дети, все они мне нравятся». Однако из 10 тысяч для выставки пришлось выбирать. В галерее «Кармин» представлено около 150 фотографий. Портреты, события, пейзажи, сделанные Борисом Брязгиным в разные годы, начиная с 1964-го и заканчивая девяностыми. За каждым снимком – люди и история, увиденные глазами Бориса Брязгина.

РЕКОМЕНДУЕМ
ПОПУЛЯРНОЕ
Фоторепортаж