У водителя, кроме прав, нет никаких прав?

00:00, 17 января 2014г, Общество 2177


У водителя, кроме прав, нет никаких прав? Фото №1

Рубрика «Дорога и мы» подводит итоги 2013 автомобильного года и пытается разглядеть туманные перспективы нового, 2014 года.

Кто не успел, тот опоздал?

Как пояснили нам в центре «Алтай-Лада», автомобилей «Лада-Гранта» комплектации «стандарт» сейчас в наличии нет. «Ближайшее поступление автомобилей в феврале, но будет ли среди них «стандарт», неизвестно…» – сказал нам один из консультантов центра.

Интересно, что дефицит на самую дешевую «Ладу-Гранту» – ситуация общероссийская. На федеральных сайтах дефицит «Лады-Гранты-стандарт» объясняют приостановкой производства на заводе «ИжАвто» – единственном, где делали эту бюджетную модель «Лады-Гранты». Еще в конце ноября 2013 года было объявлено о приостановке производства со 2 декабря до 15 января «для модернизации предприятия». В чем именно заключается модернизация, выснить трудно: одни источники пишут, например, о модернизации цеха сварки, другие – о наладке нового оборудования, которое позволит выпускать хэтчбэки «Лада-Гранта». (Хотя, может, это об одном и том же?) Останется ли «стандарт» в линейке моделей «Лада-Гранта», неизвестно.

Отметим, «Лада-Гранта» в комплектации «стандарт», мягко говоря, довольно спартанский автомобиль. Следующая комплектация – «норма» ценой уже более 330 тысяч рублей отличается от «стандарта», например, крашенными в цвет кузова бамперами, электростеклоподъемниками, более современной коробкой передач и колесами R-14, а не R-13. То есть «стандарт» имеет маленькие колеса, поднимать-опускать стекла надо крутя ручку (водители ехидно называют это «на веслах»), коробка передач устарела и даже бампера черные. А цена – 279 тысяч рублей (девять тысяч долларов). Но при всем том эта модель пользуется таким спросом, что в Барнауле ее, к примеру, надо заказывать заранее. «Организации разбирают ее в больших количествах…» – пояснили нам в центре «Алтай-Лада».

Надо учитывать, что в связи с различными решениями российских законодателей поток более-менее дешевых иномарок с Дальнего Востока иссяк. Новые же «японки» стоят приличных денег. В результате не мытьем, так катаньем россияне, в том числе и барнаульцы, принуждены будут не только пересесть на самодвижущиеся повозки отечественного производства, но еще и платить за них несуразные деньги.

Похоже, россияне голосуют рублем, и голосуют против «Лады»: в 2013 году продажи АвтоВАЗа упали более чем на 12 процентов.

В числе продаваемых лидирует Lada Granta (продано 166 951 автомобиль). Второе место заняла новая Lada Kalina (продано за год 67 960 машин). Замыкает тройку самых продаваемых в России моделей Lada Largus (в 2013 году продано 63 831 универсал).

А вот объемы продаж моделей Priora, 4х4, Samara и ВАЗ-2104 в этом году снизились. Вполне вероятно, что именно по результатам продаж АвтоВАЗ решил снять в 2014 году с производства «Ладу-Самару». Ее якобы должен заменить тот самый хэтчбэк «Лада-Гранта», ради которого на полтора месяца остановили завод «ИжАвто».

В комментарии пресс-службы компании АвтоВАЗ сказано, что снижению продаж способствовала напряженность, связанная как с объективной экономической ситуацией в стране, так и с пессимистичными макроэкономическими прогнозами аналитиков. Также представители АвтоВАЗа считают, что обеспокоенные будущим россияне отказывали себе в приобретении автомобилей.

*   *   *

О ценах и льготном автокредитовании

По оценкам Российской ассоциации автомобильных дилеров, в 2014 году подорожают автомобили, произведенные у нас в стране. Речь идет не только о продукции АвтоВАЗа или УАЗа, но и о всех тех иномарках, которые собираются в России: ряд моделей «Фольксвагена», «Тойоты», «Ниссана», «Киа», «Рено» и т. п. Рост цен может составить от 5 до 15 процентов.

 

К повышению цены приведет в первую очередь утилизационный сбор, который с 1 января автопроизводители, работающие на российской территории, обязаны платить наравне с импортерами. Таково требование ВТО. Там посчитали, что утилизационный сбор только для импортеров нарушает их права и противоречит стандартам Всемирной организации. Россия могла бы ликвидировать утилизационный сбор с импортеров, но вместо этого предпочла ввести его еще и для своих производителей.

Кроме того, 31 декабря закончилась госпрограмма льготного кредитования, действие которой первоначально планировалось на весь 2014 год. Воспользоваться ею могли покупатели новых машин отечественной сборки стоимостью до 700 тысяч рублей.

Программа была введена как пожарная мера по поддержке российского автопрома, у которого в мае 2013 года рухнули продажи. В июле 2013 года ее запустили, в сентябре определили перечень участвующих в программе банков, а уже через три месяца закрыли. Хотя первоначально сообщалось, что программа рассчитана на 18 месяцев (половина 2013-го и весь 2014 год). 2 декабря 2013 года ИТАР-ТАСС привел слова министра промышленности и торговли РФ Дениса Мантурова, заявившего о прекращении госпрограммы льготного автокредитования в связи с достижением основной цели: «Нам удалось сократить падение производства с 17 процентов в первом полугодии до 2,9 процента по итогам десяти месяцев этого года. В свою очередь производство легких коммерческих автомобилей за десять месяцев этого года сохранилось на уровне прошлого года». По словам Мантурова, с июля по ноябрь через программу приобретено более 184 тысяч автомобилей. С учетом декабря объем продаж составит 248 тысяч машин, что больше прогноза на 15 процентов.

Денис Мантуров сообщил также, что на льготирование кредитной ставки в течение 2013-2016 годов будет направлено 7,8 миллиарда рублей из бюджета, притом что доходы федерального бюджета от программы уже составили 21 миллиард рублей. Это – акцизы и НДС, та переплата, которая включена в цену машины и которую в конечном счете, прибавив к этому ставку по кредиту, выплатит из своего кармана покупатель. С каждого вложенного в программу рубля бюджет получил почти три. Таким образом, на госпрограмме заработали автопроизводители и бюджет, а граждане за все это заплатили и заплатят из своего кармана. Это я к тому, что в России бесплатного сыра нет даже в мышеловках…

*   *   *

Автострахование вне закона?

Виктор Клепиков, председатель ФАР (Федерация автовладельцев России), на вопрос нашей рубрики, что нового ждет автовладельцев в 2014 году, как одно из основных событий отметил возможный выход автостраховщиков из-под юрисдикции закона о защите прав потребителей.

– Неприятных новостей много - это и повышение цены автомобилей, и повышение тарифов ОСАГО... – говорит Виктор Клепиков. – Отмечу, что при этом страховщики добиваются того, чтобы на них не распространялся закон о защите прав потребителей. Прежде, если страховщики задерживали выплаты или вообще отказывались платить страховое возмещение в том размере, на котором настаивал автовладелец, он мог воспользоваться законом о защите прав потребителей. Теперь в интересах автостраховщиков подготовлен законопроект, выводящий их из-под его действия.

Поясним, что борьба автостраховщиков с законом о защите прав потребителей началась еще в 2012 году после того, как на основе постановления Пленума Верховного суда РФ в некоторых регионах России суды начали взыскивать с автостраховщиков неустойку – 3 процента за каждый день просрочки и штраф в размере 50 процентов от не выплаченной по страховке суммы. Именно последнее положение основано на законе о защите прав потребителей (ОЗПП).

Российский союз автостраховщиков (РСА) в ответ заявил, что это – наказание по двум законам сразу, и предложил свой вариант: тех, кто задерживает страховые выплаты, штрафовать на 50 процентов от суммы, присужденной судом, но если «выплата осуществлена в неоспариваемой части в установленные сроки», то санкция не налагается. Оппоненты РСА усмотрели в этом хитрость, указав, что в этом случае страховщики могут выплатить клиенту вместо всей суммы, например, ее десятую или даже сотую часть – и они уже не подпадают под санкцию и за задержку остальной суммы наказания не несут.

Страховщики заявили, что если практика 50-процентных штрафов продолжится, то под удар будет поставлена вся система автострахования. В конце концов началась борьба автостраховщиков с ОЗПП.

По словам Виктора Клепикова, законопроект, выводящий автострахование из-под юрисдикции ОЗПП, уже находится в Госдуме.

– Закон о защите прав потребителей принуждал автостраховщиков соблюдать сроки выплат. С его помощью автовладельцы могли добиваться адекватных ущербу выплат.

Боюсь, если лобби, выступающее в интересах автостраховщиков, добьется принятия закона, ситуация для водителей существенно ухудшится… – говорит Виктор Клепиков.

*   *   *

Платить за роскошь не придётся

Неужели автомобиль все-таки роскошь? Такие мысли появляются вот почему: с 1 января 2014 года вступил в силу ФЗ № 214 (от 23.07.2013 г.) «О внесении изменений в статью 362 части второй Налогового кодекса Российской Федерации», который устанавливает повышенное налогообложение для машин ценой выше 3 миллионов рублей.

 

Но хозяева дорогих авто могут не хвататься за сердце и кошелек – Министерство промышленности и торговли еще не успело подготовить список машин, подпадающих под действие закона. Какие именно автомобили будут считаться в России роскошью, станет известно не ранее 1 марта 2014 года.

Принципиальные положения закона таковы. Для нового (не более года со дня выпуска) автомобиля средней стоимостью от 3 до 5 млн. рублей повышающий коэффициент к транспортному налогу составит 1,5. Коэффициент 1,3 предусмотрен для машин «в возрасте» 1-2 года, и 1,5 – для двух-трехлеток. И так далее – по возрастающей.

Самое загадочное положение закона касается максимального коэффициента 3, который вводится, как сказано в законе, «в отношении легковых автомобилей средней стоимостью от 15 миллионов рублей, с года выпуска которых прошло не более 20 лет».

20-летний автомобиль в России сам по себе не редкость, у нас на Алтае некоторые «Москвичи» еще Брежнева видели, а один из них, напомню, недавно участвовал в ралли «Париж – Пекин».

К тому же напомню, что 20 лет назад, в 1994 году, по России гуляли миллионы и даже миллиарды. В том году доллар с января до декабря поднялся от 1200-1500 рублей до 3200-3500 рублей. Но какие именно миллионы – деноминированные или нет – имеются в виду, закон не уточняет, хотя надо бы. Иначе под действие закона может подпасть даже покупатель какой-нибудь старинной и давно дышащей на ладан иномарки.

Забавно при этом или не забавно, что на сайте auto.yandex.ru даже самый новый «Ленд-Круизер-Прадо» выпуска 2013-2014 годов стоит от 1 млн. 700 тысяч до 2 млн. 936 тысяч рублей (комплектация «Спорт»). То есть под действие закона он не подпадает. Можно даже предположить, что при покупке будет специально оговариваться: «А уберите из комплектации что-нибудь. Чтобы до трех миллионов недоставало. Вот, например, подушки безопасности для коленей водителя…»

Есть, конечно, машины и за 5 миллионов рублей. Но это – представительские модели известных мировых марок («Мерседес», «Ауди», БМВ), которые закупаются для больших чиновников за средства бюджета. Под «налог на роскошь» они не подпадают. А если и подпадали бы, то оплачивались бы бюджетными деньгами.

Словом, похоже, что очередной налог на богатых оказался налогом ни для кого и ни для чего...

Новости партнеров
Фоторепортаж