Бабушкина мама

Жительница Веселоярска приютила обездоленных людей

00:00, 06 декабря 2013г, Общество 3803


Бабушкина мама Фото №1

Дом Ирины Бабушкиной мало чем отличается от соседних. По-деревенски большой, просторный, он стоит прямо на главной улице Веселоярска. Необычно одно: под его крышей – больше десятка обитателей. А всего семья заботится уже о 38 обделенных жизнью людях, которых поселила в двух домах.

На обочине жизни

Первый опыт ухода за больными и немощными Ирина Геннадьевна получила, когда ее пожилую родственницу, у которой стали проявляться признаки слабости ума, не взяли в дом престарелых. А обслуживать себя женщина уже не могла. Тогда Ирина забрала ее к себе, официально оформила опекунство и добросовестно ухаживала за несчастной до конца ее дней.

Так и поняла, что работать сиделкой может, а вот остаться равнодушной к страданиям стариков – никогда. И решила организовать социальное общежитие, где бы находили кров, пищу и заботу те, кто оказался ненужным своим родным.

38 постояльцев – это 38 историй жизни, одна горше другой. Это или совершенно одинокие люди, или те, кого дети бросили, словно старую, надоевшую вещь. Большинство – инвалиды I и II групп.

– Разные у нас случаи были, – вспоминает Ирина Геннадьевна. – Сын избивал мать-старушку, отбирал у нее пенсию. Про это долго никто не знал. К нам ее привезли соседи – избитую, истощенную, сошедшую с ума… Зимой мы с мужем посещаем дома одиноких стариков, которые там натурально замерзают, будучи не в состоянии ни печь затопить, ни пищу приготовить. У некоторых и топлива-то нет. В Веселоярске забрали из холодного дома бабушку с пролежнями, которая голодала несколько дней.

А бывает, что просто подбрасывают стариков, словно котят или щенков, к воротам Бабушкиной. Открывает утром калитку, а на травке человек сидит…

Раиса Шматина родилась в большой дружной трудовой семье, получила педагогическое образование. Но с годами здоровье стало резко ухудшаться, работать могла разве что техничкой. Дочери больная мать оказалась не нужна, а своих сестер уже преклонного возраста Раиса Яковлевна обременять не захотела.

– Узнала, что в Веселоярске есть женщина, которая готова приютить, и приехала к ней, – рассказывает пенсионерка. – Мне здесь хорошо. Родные навещают. Я бы и по хозяйству помогала, да вот только плохо вижу и ноги едва ходят.

Сестры Кудилины из Егорьевского района – инвалиды детства. Все складывалось хорошо, пока жива была мать. А потом отец стал крепко пить, завел другую семью, и девушки оказались никому не нужны. Кроме Бабушкиной.

– Они меня мамой зовут, – улыбается Ирина Геннадьевна. – Я сначала удивлялась: как же так, вроде не намного старше их, теперь привыкла. Они мои помощницы. И пол помоют, и на кухне подсобят. Мы с ними вместе в этом году засолили больше 300 литров капусты, 200 банок помидоров и 100 – огурцов. Все со своего огорода.

Слух о Бабушкиной быстро разнесся по селу, по району и даже за его пределы. К ней обращаются из Рубцовского и Егорьевского районов с просьбой пристроить горемычных.

Бывает, что привозят людей, у которых нет ни документов, ни инвалидности, ни гражданства. Исправить положение помогают сотрудники соцзащиты, медики Веселоярской больницы. Врачи приезжают на дом, назначают лечение, проводят обследование, какое возможно в рамках данного учреждения, дают направление на ВТЭК.

Главный врач участковой больницы Веселоярска Ольга Слепцова лично посещает подопечных Бабушкиной и видит, что они получают полноценное лечение и уход. Среди них нет инфекционных больных.

– Благодаря тому, что Ирина Геннадьевна покупает им все рекомендованные врачами препараты и следит за приемом, многие хронические заболевания стабилизировались и протекают более благоприятно, – отмечает врач. – Если бы не ее забота, многие из тех, кого она опекает, уже не жили бы на свете.

 

Золота не нажили

Ирина не скрывает, что дело не только в альтруизме. С каждым постояльцем заключается договор, в соответствии с которым большую часть пенсии он отдает на свое содержание и уход.

А как иначе: 20 тысяч рублей в месяц тратится только на лекарства. За свет приходится отдавать почти 10 тысяч, поскольку в домах постоянно работают насосы, водонагреватели, душевые кабины. А еще надо закупать в немалых количествах дрова и уголь...

Семья держит небольшое хозяйство: птицу, свиней. За счет этого на столе всегда присутствуют свежие яйца и мясо. Правда, последнего маловато получается, приходится покупать еще по полтуши в месяц, а то и больше. Молоко берут у местных жителей. Крупы и сухофрукты приобретают мешками, рыбу – коробками.

Процесс приготовления пищи, кажется, не останавливается ни на минуту. Чтобы трижды в день накормить 38 человек, надо буквально не отходить от плиты. Но с этой непростой задачей повар Светлана Приходько, она же родная сестра хозяйки дома, научилась справляться.

– На обед у нас сегодня на первое будет суп-лапша из курицы, – рассказывает она, ловко разделывая тушку. – На второе – каша с мясом, оно сейчас размораживается. Ну и булочки, сыр, компот. Обед всегда из трех блюд, он очень сытный.

Мясо стараются готовить разное. Есть и рыбный день. Фрукты, овощи в меню – обязательно.

Непосредственно в доме, где живет семья, размещены десять престарелых людей. У каждого – комнатка на двоих, хоть и небольшая. При желании можно и телевизор посмотреть, и радио послушать. Новости обсуждают сообща.

– Нам все интересно: что в мире творится, как пенсия увеличится, сколько хлеба собрали, – говорит Раиса Шматина.

Во втором доме находятся остальные подопечные, по нескольку человек в одной комнате. Это не слишком удобно и Ирина Геннадьевна решила собрать всех постояльцев под одной крышей. В прошлом году купила в рассрочку двухэтажное здание, некогда принадлежавшее колхозу. Начала его восстанавливать. Только замена окон обошлась в 190 тысяч рублей,
отопление – в 130 тысяч. Отремонтировала внутренние помещения. Собиралась открыть здесь социальное общежитие. Но выяснилось, что деревянное здание не подходит для таких целей. Пришлось искать новые варианты.

В этом году Ирина Бабушкина зарегистрировала ООО «Александра». Это единственное в районе предприятие малого бизнеса, которое работает в сфере социальной защиты. Находятся, конечно, и злые языки. Начинают перешептываться, мол, наживается Бабушкина на стариках.

– Да ничуть мы не разбогатели, – с обидой говорит Ирина Геннадьевна. – Даже новую машину купить не можем, хотя она очень нужна.

Пока же ее супруг Руслан Геннадьевич управляет старенькой «девяткой», на которой ездит и за продуктами, и за медикаментами, и подопечных по больницам возит.

– За год на машине по 120 тысяч километров наматываю, – делится он. – Везде нужны бумажки, вот и приходится бывать во многих учреждениях, в том числе и в Барнауле.

 

И швец, и жнец

А Ирина тем временем вовсю руководит ремонтом двухэтажного здания, которое взяла в аренду с дальнейшим выкупом у ООО «Мелиоратор». Его владелец Александр Данилов как председатель Общественного совета при главе администрации района хорошо понимает проблемы начинающих бизнесменов, а Ирине и вовсе старается помогать в ее благих начинаниях – то стройматериалами, то мебелью. Недавно ООО «Александра» стало обладателем гранта администрации Рубцовского района, получив самую большую сумму – 300 тысяч рублей. Деньги, конечно, тут же были вложены в ремонт.

На строительных работах тоже задействованы члены семьи. Зять Евгений Галюга подкрашивает окна. Дел еще много, а новоселье собираются справить до Нового года.

– Здесь будет столовая, – показывает Ирина Геннадьевна просторное помещение, где стоят ведра с краской и разные приспособления, – рядом кухня с раздаткой. На первом этаже поселим тех, кто плохо передвигается, инвалидов-колясочников, слепых. Постараемся соседей подобрать по характеру, чтобы смогли ужиться.

Но главное, конечно, это уход за постояльцами. Почему-то те, кто пытается осуждать Бабушкину, не спешат взять под опеку хоть одного бедолагу. Старые люди – капризные, обиженные жизнью. Они тяжело переживают предательство детей. Нужно найти время поговорить с каждым, утешить. Со здоровьем у них неважно. У некоторых нет руки или ноги, других мучает высокое давление, третьи не могут обходиться без памперсов, четвертые вообще плохо понимают, что происходит. С ними неотлучно круглосуточно находятся как минимум двое помощников. А помощники – те же члены семьи: дочь, сестры, зятья. С открытием социального общежития Ирина Геннадьевна планирует принять на работу санитарок и охранника.

Мы пытаемся подсчитать, сколько профессий ей пришлось освоить. Она и сиделка, и медработник, и психолог, и повар, и парикмахер, и строитель, и швея. Теперь еще и руководитель ООО. Откуда только силы берутся?!

Глава администрации Веселоярского сельсовета Владимир Усольцев отмечает, что на самом деле Бабушкина взяла на себя тот груз, который мог бы лечь на плечи власти.

– В советские времена в старой участковой больнице было 12 социальных коек, где находили временное пристанище пожилые больные люди, – вспоминает он. – А в новом лечебном учреждении уже не было возможности их содержать. Была идея в прежнем здании открыть дом престарелых, но поскольку оно деревянное, это оказалось невыполнимым. И возникла проблема: что делать с теми, кто остался без попечения родных и близких. Спасибо, Ирина Геннадьевна в собственном доме стала принимать стариков, а теперь открывает социальное общежитие. Теперь одинокие старики обрели место, где могут спокойно доживать свои дни, получая достойный уход.

Новое здание общежития сможет вместить 50 человек. Но, увы, похоже, спрос окажется куда выше. И что тогда?

– Снова буду брать стариков к себе домой, – отвечает Ирина. – А что делать?

Людмила МАКОВЕЦКАЯ

Фоторепортаж