Тревожный звонок

00:00, 15 ноября 2013г, Происшествия 3582


Тревожный звонок Фото №1

Жертвами телефонных мошенников становятся десятки жителей края. Только в Барнауле ежедневно регистрируется по несколько таких фактов.

Эта проблема регулярно освещается в средствах массовой информации. В том числе ее поднимает и «Алтайская правда», рассказывая, как не попасться на уловки аферистов и что делать, если жулики решили поживиться за ваш счет. К сожалению, люди пропускают информацию мимо ушей, а мошенники между тем придумывают все новые и новые способы обмана. Все они отлично разбираются в психологии и умело используют всю доступную информацию, включая ту, которую жертва невольно выдает при общении с ними. Играют на доверии людей, которые соглашаются с тем, что им говорят, и выполняют чужие указания. Среди них – подавляющее большинство пенсионеров.

 

«Помоги, мама!»

«АП» решила дать слово потерпевшим, которые были уверены, что никогда не попадутся на удочку аферистов. Им тяжело вспоминать, но поделиться хочется, чтобы другим была наука. Пенсионерка с богатым жизненным опытом Тамара Сергеевна К. стесняется, что в таком почтенном возрасте жулики смогли ее одурачить:

– Меня застали врасплох. Позвонили, представились сотрудниками полиции, огорошив, что мой сын попался с дозой наркотиков. Чтобы его вызволить, нужно заплатить. Потом трубку передали «сыну». Я страшно разволновалась, когда услышала, как мне показалось, знакомый голос. «Мамочка, меня подставили, пожалуйста, помоги мне», – сказал он. А я ему: «Женя, что же мне делать?» Подумала, что это действительно мой Женя. Он передал телефон якобы следователю, который попросил 30 тысяч рублей за освобождение. Нам, говорит, проблемы не нужны. Сделать все нужно быстро, пока нет начальства. У меня таких денег, естественно, не водится, было только 12 тысяч, которые я откладывала с пенсии.

«Следователь» согласился и на эту сумму. Проинструктировал: берите деньги, идите в ближайший магазин к терминалу и ждите звонка. Я со всех ног побежала. В здании на втором этаже этого магазина как раз работал мой сын. Я поднялась наверх, а его нет за столом! Спросила одну из сотрудниц, где Женя? А она ответила, что куда-то вышел. Постояв две минуты, я побежала вниз к терминалу: мне же сказали действовать быстро, я боялась потерять сына.

Главная моя оплошность – не позвонила сыну на сотовый. У меня, если честно, и мысли такой не возникло – всю трясло! Я подошла к терминалу, и в этот момент позвонил липовый милиционер. Говорит: «Я вам сейчас буду диктовать номер, на который следует перевести деньги». Я никогда им не пользовалась – попросила помочь прохожих. Сбросила деньги, а потом мошенник потребовал, чтобы я порвала чеки на мелкие кусочки. Так и сделала. Теперь, говорит, можете идти, сына сейчас отпустим. Я еще раз поднялась наверх, а там сидит мой Женя. Представляете мое состояние? Стыдно, обидно. Быстро вызвали полицейских. По горячим следам они нашли порванные чеки, склеили и успели остановить операцию. 11 тысяч удалось вернуть.

 

Страшная новость

Меньше повезло Лидии Павловне М. из Барнаула, с которой потребовали 50 тысяч рублей. Ее чуть инфаркт не хватил после звонка «полицейского»: «Ваш сын убил человека». Пенсионерка вспоминает:

– Звонок поступил на домашний телефон. Ваш сын, говорят, убил человека. Сейчас дам ему трубочку и он с вами поговорит. «Сын» начал невнятно бубнить в трубку, как будто у него зубы выбиты: «Мама, делай все, что они скажут, нужны срочно деньги». У меня было 50 тысяч. Они сказали, что подъедут к дому, а я запереживала, что не найдут: у нас частный сектор. Я сама, говорю, принесу. Пошла к магазину, там меня уже ждала женщина. «Куда вас везти?» – спрашивает. Поехали в банк на пр. Строителей. Она поставила машину за банком. Буквально за 10 минут я сняла деньги, села в машину и передала всю сумму.

Женщина объяснила: деньги нужны для судмедэксперта, который напишет, что убитый сам упал и разбил себе голову. Машина уехала, а я только тогда подумала, что непонятно кому отдала деньги. Хорошо, что успела записать номер машины! Я вернулась домой и стала, как мне сказали, ждать звонка сына. И только здесь голова немного прояснилась и я додумалась позвонить моему Сереже. Все это время он был дома. Мы обратились в полицию – не знаю, вернут ли мне теперь деньги? Самое смешное, что я знала о таких мошеннических схемах, но по-стариковски попалась на удочку аферистов.

У Марии Егоровны Н. – похожий случай. Позвонили из «полиции», сообщили, что ее сын стал виновником аварии, сбил человека. Пенсионерка бросилась его защищать:

– Я им говорю, что он хороший человек, давно водит машину и ни разу не попадал в аварию. Они долго не слушали – потребовали денег. К 8 часам, чтобы быть первой, я пошла в банк на ул. Юрина и ждала до открытия. «Следователь» сказал, что за деньгами приедет девушка. Я рассказала, как буду одета, назвала свой адрес. Он потребовал, чтобы деньги положила в конверт и в черный пакет. Я так и сделала, а потом, как просили, вышла на встречу. Со стороны гаражей шла девушка: капюшон натянут на все лицо, даже глаз не видно. Я представилась, отдала деньги. Она обрадовала меня, что сына скоро освободят. Около 10 часов утра мне перезвонил «полицейский», который сообщил, что деньги получил. Чуть позже я позвонила сыну узнать, когда он приедет. А он сказал, что задерживается на работе. Он не понял, что со мной случилось, и я в расстройстве ему сразу не объяснила. Поэтому только на следующий день мы обратились в полицию.

 

Другие схемы

Последний крупный перевод совершила женщина из Ленинского района Барнаула. Она перечислила мошенникам через банкомат 50 тысяч рублей. Жулики работали по проверенной схеме «ваш сын попал в беду».

– Потерпевшая поздно обратилась в полицию, – рассказывает заместитель начальника по охране общественного порядка отдела полиции № 3 УМВД г. Барнаула капитан полиции Станислав Кокорин. – Мы не успели заблокировать перевод денег на 6 минут. Чтобы остановить операцию, с заявлением нужно обращаться незамедлительно. Раскрываются телефонные мошенничества сложно, потому как преступники звонят и посылают СМС из других регионов. Приходится часто выезжать в служебные командировки.

В отделах полиции давно созданы и работают специальные группы, которые непосредственно занимаются телефонным мошенничеством. Эти преступления стоят на особом контроле у руководства. Арсенал мошеннических уловок богат и многообразен. Кроме требований выкупа или взятки за освобождение якобы из полиции знакомого или родственника используется также СМС-просьба о помощи – требование перевести определенную сумму на указанный номер, используются обращения «мама», «друг», «сынок». Практикуется телефонный номер-«грабитель» – платный номер, за один звонок на который со счета списывается кругленькая денежная сумма.

Или же предлагается простой код от оператора связи для получения услуги или другой выгоды – нужно только ввести код, который на самом деле спишет средства со счета. Сообщают также о выигрыше в лотерее, которую якобы проводит оператор связи: вас просят приобрести карты экспресс-оплаты и сообщить коды либо перевести крупную сумму на свой счет, а потом ввести специальный код.

Самый распространенный вид СМС-мошенничества – «ваша карта заблокирована». Чтобы ее разблокировать, требуется позвонить по указанному номеру телефона. Люди отзваниваются, их соединяют с лжеоператором банка, который со знанием дела расспрашивает потенциальную жертву об имеющихся картах, и потерпевшие о них, как правило, рассказывают. Впоследствии мошенники отправляют их к банкомату и там «консультируют», какие операции с ними произвести. Ничего не подозревая, потерпевшие перечисляют свои кровные на номера телефонов мошенников.

– Главный упор нужно делать на профилактику мошенничеств, – говорит Станислав Кокорин. – Участковые проводят беседы с населением, распространяют памятки. Инструктируются сотрудники банков и торговых центров, на мониторах банкоматов размещается соответствующая информация. Напоминание о телефонных мошенниках можно даже встретить на квитанциях по оплате коммунальных услуг. К сожалению, результат от профилактических мероприятий пока не такой, какой хотелось бы. Люди слышат предупреждения, но думают, что они их попросту не касаются…

*   *   *

Как вести себя в стрессовой ситуации?

Психолог отделения морально-психологического обеспечения УМВД России по г. Барнаулу капитан внутренней службы Галина Кисленко:

– В основном от телефонных мошенников страдают люди пожилого возраста. Они легко поддаются влиянию, и их проще убедить. В силу возрастных особенностей у пенсионеров усиливается тревога за близких, тем более когда мошенники торопят и ставят временные рамки. У большинства возникают проблемы со зрением и слухом, опознать злоумышленника и назвать его приметы потерпевший не может, что преступникам только на руку.

Телефонные мошенничества основаны на хорошем знании психологии манипулирования. Преступники используют следующие мотивы: беспокойство за близких и знакомых, за свой телефонный номер, счет в банке или кредитную карту; желание выиграть крупный приз, любопытство – желание получить доступ к СМС и звонкам других людей.

Мошенники совершенно произвольно набирают номер и уже по голосу понимают, кто легче поддается обману. Конечно, случаются проколы, когда убедить собеседника не удается. Но кто-то обязательно поверит. Отмечу, что они ничего не знают о человеке, которому звонят, а в ходе общения мы в состоянии паники сами рассказываем о себе всю интересующую информацию. В ходе диалога преступники получают от нас личные сведения, в том числе имена сына (дочери), их местонахождение.

В ситуации, имеющей неопределённый, противоречивый характер, человек может испытывать двойственные эмоциональные состояния, чувства, нарушающие его привычную деятельность, вызывающие озабоченность, повышенную тревожность. Способность справиться с напряжением в течение нескольких минут или даже секунд – основное условие эмоционального выживания и психофизического здоровья.

Как себя вести в острой стрессовой ситуации? Во-первых, не следует принимать никаких скоропалительных решений. Исключения составляют стихийные бедствия, когда речь идет о спасении самой жизни. ​Сосчитайте до десяти. Займитесь своим дыханием. Медленно вдохните воздух носом и на некоторое время задержите дыхание. Выдох осуществляйте постепенно, также через нос. Набрав воды в стакан (в крайнем случае в ладони), медленно и сосредоточенно выпейте ее. Сконцентрируйте свое внимание на ощущениях и еще умойтесь холодной водой.

Люди, которые держат свои эмоции под контролем, неинтересны для телефонных мошенников. Некоторые преступления удается предотвратить. Граждане проявляют бдительность и благоразумие, позвонив сначала родственникам и удостоверившись, что с ними все в порядке. Иногда телефон вашего родственника может не отвечать, но это совсем не означает, что он попал в беду.

Фоторепортаж