Достаточно обзавестись хорошим смартфоном…

Тенденции и перспективы рынка информационных технологий

00:00, 01 ноября 2013г, Общество 1549


Достаточно обзавестись хорошим смартфоном… Фото №1

Сегодня невозможно представить нашу жизнь без десктопов, ноутбуков, смартфонов и прочих высокотехнологичных устройств. Информационные технологии (ИТ) используются нами и дома, и на работе. В каком направлении они будут развиваться в ближайшие годы, рассказывала на VI Алтайском региональном ИТ-форуме директор по специальным проектам журнала CRN/RE Светлана Белова.

Витая в облаках

В этом году аналитики остановили свой выбор на трех трендах ИТ-рынка, учитывать которые должен каждый, кто так или иначе связан с информационными технологиями: это «облака», мобильность и большие данные.

Облачные вычисления – это модель обеспечения сетевого доступа к общим вычислительным ресурсам, например, сетям передачи данных, серверам, устройствам хранения данных, приложениям и сервисам. Если говорить совсем просто, то облачные технологии позволяют арендовать где-нибудь на стороне место под вашу информацию или пользоваться программой, расположенной на чужом компьютере.

Очень удобно: не надо покупать дорогостоящее компьютерное «железо» или софт, была бы устойчивая связь. Не случайно среди причин развития облачных технологий на первом месте стоит более низкая цена. Очевидно, что получить доступ к облачным сервисам гораздо проще, чем развернуть сложную инфраструктуру у себя в организации. Во-вторых, обеспечиваются более быстрый запуск и доступ к данным, получение новых продуктов и сервисов, сокращение текущих затрат.

Сегодня на мировом рынке облачных технологий доминируют США, хотя их доля снижается. В 2009 году на Штаты приходилось 69% этих услуг, а к 2016 году, по прогнозам аналитиков International Data Corporation (IDC), их доля уменьшится до 43%. Участие России в этом бизнесе пока ничтожно мало: в 2009 году – 0,03%, однако оно достаточно быстро растет и, по прогнозам, к 2016 году достигнет 0,16%, или 1,3 млрд. долларов.

Пока на российском рынке преобладают частные «облака». (Речь идет о сетях, включающих несколько потребителей одной организации.) Причем количество частников и в дальнейшем будет расти гораздо быстрее, чем публичных «облаков» (инфраструктура, предназначенная для свободного использования широкой публикой).

До сих пор в нашей стране сохраняется недоверие к публичным «облакам». Во всем мире их основным потребителем считается малый и средний бизнес, а в России он развит значительно хуже, чем в странах Запада. Кроме того, в России вообще не любят пользоваться услугами сторонних организаций.

При переходе на облачные технологии потребители опасаются за безопасность и сохранность своих данных. А в последнее время появляются проблемы, связанные с ужесточением контроля со стороны государства за информацией.

По словам Светланы Беловой, прибыльность предприятий, предоставляющих облачные технологии, сейчас находится на самом высоком уровне, но скоро начнет снижаться. Поэтому ИТ-компаниям, решившим поработать на этом поприще, надо не упустить момент.

Аналитики считают, что никогда еще перед ИТ-рынком не открывались такие блестящие перспективы, но чтобы их достичь, уже мало технического потенциала: необходимо отточить навыки маркетинга и продаж. Для этого потребуются умения, силы и, самое главное, желание. Надо менять язык общения с клиентами, понимать их проблемы. А чего же хотят клиенты? Опросы выяснили, что две трети заказчиков хотят получать облачные услуги от одного поставщика. При этом рассчитывают, что в случае необходимости провайдер может вернуть всю информацию на локальные ресурсы заказчика. Вот такие доверчивые у нас потребители.

 

Большие данные

Другая тенденция ИТ-рынка, о которой рассказала московский эксперт, так называемые большие данные. Термин этот появился всего пять лет назад и связан со взрывным ростом объема и многообразия обрабатываемых данных. В качестве примеров источников возникновения больших данных приводятся непрерывно поступающая информация с измерительных устройств, сообщения из социальных сетей, метеорологическая информация, материал о местонахождении абонентов сетей сотовой связи, устройств
аудио- и видеорегистрации.

Объем таких данных растет с огромной скоростью. И если хранилища для них еще находятся, то упорядочить и проанализировать их старыми методами уже не получается.

Не будем далеко ходить за примером. Фотожурналисты редакции «АП» имеют огромную базу данных своих работ, измеряемую терабайтами информации. И для того чтобы найти в этой бездне нужный снимок, порой уходят часы.

Более 85% опрошенных экспертами IDC сообщили, что применяют какие-либо способы анализа данных, но только 28% получают от этого видимую отдачу. Наблюдается странный дисбаланс – способность порождать данные оказалась сильнее, чем способность их перерабатывать.

И вот сегодня перед учеными и программистами стоит задача по разработке новых методов. Ожидается, что их внедрение инициирует проникновение технологий больших данных как в научно-исследовательскую деятельность, так и в коммерческий сектор и даже в сферу государственного управления.

 

Мобильная революция

Во всем мире растут продажи мобильных устройств: планшетов, смартфонов. Уже в 2011 году число реализованных в России компактных устройств превысило суммарные продажи ноутбуков. Конечно же, новые технологии открывают дополнительные возможности для работы. Теперь сотрудникам нет необходимости постоянно находиться в офисе.

По данным IDC, уже в 2010 году треть сотрудников офисов работали удаленно, в том числе дома. К 2015 году этот показатель достигнет 37%. И компании будут стремиться так организовывать свои технологические процессы, чтобы увеличить количество мобильных сотрудников. Если работник отлучился из офиса, он должен иметь возможность продолжить дело без потери качества. Поэтому растет спрос на мобильные бизнес-приложения.

Как выяснила та же IDC, в 2012 году уже 40% приложений для мобильных устройств подходят для бизнеса, а годом ранее таких приложений было 29%. Среди планируемых программ разработчики называют полевые сервисы, приложения для сбора данных, для повышения продуктивности и для бизнес-аналитики.

Надо готовиться к тому, что московские и питерские фирмы будут использовать сотрудников на периферии, предупреждает Светлана Белова. Теперь не нужно переезжать в Москву, достаточно обзавестись хорошими смартфоном с соответствующей программой и каналом связи.

Удаленные сотрудники имеют не хуже, чем локальные, квалификацию, но обходятся компании существенно дешевле. 5 апреля 2013 года был принят федеральный закон № 60, который окончательно узаконил такой способ найма сотрудников в штат.

Вторая тенденция – существенное сокращение размеров дорогостоящего офиса, замена персонифицированных рабочих мест общими, поскольку теперь локальные сотрудники большую часть работы могут выполнять дома и приезжать в офис только по необходимости.

– Например, я уже три года не имею своего рабочего места в офисе, – говорит московский эксперт. – Мое рабочее место дома. У нас даже в конторе ходит анекдот: раньше надо было два раза в месяц на работу приходить, а теперь и деньги на карточку переводят.

Переход на мобильные рабочие места позволяет руководителю предприятия сэкономить на закупке клиентских устройств, разрешая сотрудникам работать на своих домашних компьютерах. Вместо того чтобы простаивать в пробках, а москвичи теряют в них по пять часов в день, люди готовы работать сверх нормы, находясь дома.

В Алтайском крае проблема пробок не столь остра, как в столицах, но, позволяя людям работать дома, руководители в какой-то мере делают им благо.

Светлана Белова фиксирует новый виток эволюции ИТ, который условно называется «приносите на работу что хотите»: мобильные устройства, контент, приложения.

Дело в том, что сотрудники не хотят переучиваться. Им проще работать с тем, что для них уже знакомо и дорого сердцу. Работодатель же, повторимся, экономит на компьютерном оборудовании.

Но взаимный интерес пока не дает взрывного роста эффективности, так как наталкивается на реальные опасения, касающиеся безопасности, администрирования и контроля за информацией.

– Чтобы как-то управлять процессом, рекомендуется предлагать сотрудникам список предпочтительного оборудования исходя из того, какие устройства и программы наиболее используются среди служащих, – рекомендует Светлана Белова. – Наиболее оптимально, когда работник владеет устройством, а работодатель - программным обеспечением, которое на это устройство устанавливается.

*   *   *

Умеренный подъём

По данным отчета IDC Russia Vertical Markets 2013-2017 IT Spending Forecast, российский рынок информационных технологий второй год подряд растет значительно медленнее, чем в предыдущие годы. «Времена двузначных цифр годового темпа роста российского рынка ИТ остались в прошлом. Тем не менее он продолжит умеренный подъем благодаря действию целого ряда факторов, к коим можно отнести относительно высокие цены на нефть, процесс подготовки к масштабным международным спортивным мероприятиям, общий рост доходов населения, а также большее проникновение Интернета, – говорит Виктор Пратусевич, ведущий консультант IDC. – Рост будет особенно значительным в секторах мобильных решений, программного обеспечения и ИТ-услуг».

По данным исследования, затраты на ИТ в России в 2012 г. превысили 35,2 млрд. долларов. Как и в предыдущие годы, основную долю в общем объеме российского рынка занимали домашние пользователи. На втором месте – предприятия, оказывающие транспортные, коммуникационные и жилищно-коммунальные услуги. Значительным по объему является также сегмент рынка, представленный органами власти, образования и здравоохранения, причем основные инвестиции в этом сегменте приходятся именно на органы власти.

IDC ожидает, что в 2013 году расходы на ИТ в долларовом выражении увеличатся на 7% по сравнению с предыдущим годом. Наибольший темп роста (свыше 10%) покажут сегменты программного обеспечения, серверов midrange и ИТ-услуг. Рынок персональных компьютеров существенно уменьшится – примерно на 6,5%.

В прогнозируемый период с 2013 по 2017 г. расходы на ИТ в России будут расти ежегодно в среднем на 6% и в 2017 году составят 46,7 млрд. долларов. Высокими темпы роста будут для предприятий розничной торговли (в среднем 10,7% в год). Также относительно высокие темпы роста (8,2%) прогнозируются для объединенной вертикали, охватывающей банки, страховые компании и поставщиков иных финансовых услуг, причем для последней категории средний темп роста расходов на ИТ составит 13,9%.

 

*   *   *

Советы будущим потребителям

Понимайте свои требования к безопасности: соберите информацию о различных поставщиках и выберите компанию, зарекомендовавшую себя на рынке. ИТ-компания должна знать особенности индустрии, в которой вы работаете.

Изучите основы резервного копирования данных и выясните, как поставщик облачных услуг осуществляет копирование данных. Поймите, что может случиться с вашей информацией, если поставщик прекратит существование. Выясните, сможете ли вы без потерь в случае чего перевести ваши данные на сервер другой компании.

Попытайтесь выяснить число и место расположения центров хранения данных поставщика, надежность его инфраструктуры.

Лучший способ обеспечить себе качественный сервис – это хорошее соглашение об уровне услуг. Оцените стандарты качества обслуживания клиентов. Служба поддержки должна работать в круглосуточном режиме. Одно из условий высокого качества должно подразумевать возможность подписаться на бесплатную пробную версию. Большинство поставщиков предлагает такую услугу своим потенциальным клиентам. Опробуйте и, если понравится, подписывайте соглашение.

Фоторепортаж