Дойти до каждого

В Алтайском крае оптимизируется система центров социальной помощи населению

00:00, 10 октября 2013г, Общество 1118


Дойти до каждого Фото №1

Наш регион – территория, где услуги социальной защиты пользуются немалым спросом. При этом еще до недавнего времени 10 районов вообще не имели структуры, позволяющей оказывать качественные услуги. Вся деятельность порой сводилась исключительно к обслуживанию на дому нуждающихся в этом пожилых граждан. Так что необходимость пересмотреть структуру учреждений социальной помощи возникла давно. В настоящее время эта задача практически решена.

Как рассказывает заместитель начальника Главного управления Алтайского края по социальной защите населения и преодолению последствий ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне Татьяна Абакумова, очередной этап оптимизации структуры социального обслуживания населения закончился 1 июля. В настоящее время создано 24 комплексных центра, на остальных территориях края открыты их филиалы. Таким образом, услуги по социальной помощи населению удастся донести до каждого.

– У нас много категорий граждан, обслуживающихся в центрах социальной помощи. Это и дети-инвалиды, и семьи, в которых они растут, семьи, попавшие в трудную жизненную ситуацию, и те семьи, в которых есть проблемы по взаимоотношению с законом, и многие другие. Однако не на всех территориях были созданы такие центры. А ведь семьи, воспитывающие ребенка-инвалида, есть во всех муниципалитетах. А значит, помощь специалистов нужна тоже на всех территориях региона. Поэтому и было принято решение ввести филиалы от наиболее крупных, хорошо зарекомендовавших себя в работе, ставших комплексными центров, – рассказала она.

Там, где центры уже были созданы, специалисты остались на местах и продолжают свою работу. А вот во вновь появившихся филиалах комплексных центров задача сложнее – необходимо выявить и составить реестр граждан, нуждающихся в услугах социальной защиты. При этом тут же начинать с ними работать.

– Приведем такой пример: в Шелаболихинском районе родителям, воспитывающим ребенка– инвалида, приходилось самостоятельно решать многие вопросы. Теперь, если у кого-то случилось несчастье – родился ребенок-инвалид, приедет специалист, расскажет о центрах реабилитации, о других социальных учреждениях, куда можно обратиться за помощью, сделает заявки и эту семью примут и проконсультируют. В дальнейшем ей будут предоставлены услуги комплексного центра. А ведь в них работают и психологи, и логопеды, – пояснила Татьяна Абакумова.

А положительные примеры работы специалистов с такими детьми уже есть. Как рассказала директор комплексного центра социальной помощи Павловского района Елена Сазонова, у них занимается ребенок, в статусе которого значится «необучаем». В результате взаимодействия специалистов центра и родителей он научился читать по слогам, писать и играть в компьютерные игры, тем самым самостоятельно занимая свое свободное время. Кроме того, в его речи появились вежливые слова.

В Павловском районе в результате оптимизации создан комплексный центр социальной помощи с двумя филиалами – в Ребрихинском и Шелаболихинском районах. И если в Ребрихинском районе центр был и раньше, то в Шелаболихе пришлось начинать все с нуля.

– Сейчас мы проводим мониторинг и выявляем социально неблагополучные семьи и семьи, попавшие в трудную жизненную ситуацию. Эту работу нужно организовывать с самого начала.

С первыми семьями, которые мы выявили, несмотря на то что здание, в котором расположится центр, пока не готово, ведется работа. Мы выезжаем на специально оборудованной «Газели», которая получена по программе «Свет в родном окне». В ней проводим прием, консультации и все необходимые мероприятия по адаптации и реабилитации. Если родители заинтересованы в наших услугах, то они привозят детей, проживающих за пределами районного центра. Целый год, к примеру, возили детей из Рогозихи, Новых Зорь, Шахов дважды в неделю. То есть если у ребенка в карте реабилитации написано, что ему требуется помощь специалиста, то мы, естественно, предлагаем свои услуги и родители охотно откликаются. Для детей все наши услуги бесплатны, – рассказала Елена Сазонова.

По словам директора, сотрудники центра заинтересованы, чтобы население получало как можно больше услуг помимо записанных в госстандартах. Например, в месячник пожилого человека здесь привозят в Павловск бабушек и дедушек, способных передвигаться, проводят им экскурсию, устраивают праздничное мероприятие и чаепитие.

– У нас много идей, мы делаем только первые шаги. Пожилые люди, к которым приезжают сотрудники центра, как правило, одиноко проживающие люди. У них, может, и есть родственники, но они находятся далеко. Мы пробуем наладить новую форму общения – ищем родственников, иногда даже детей, тех людей, которых мы обслуживаем, выходим на них, выезжаем на дом к бабушке или дедушке, соединяем их по скайпу и даем возможность пообщаться. Это незабываемая картина и впечатления, конечно. Наш центр участвует в написании многих грантов, поэтому мы увеличим объем работ с пожилыми людьми и привлечем к ней наши филиалы. Во-первых, это очень интересно, во-вторых, можно увеличить охват населения нашими услугами. К примеру, нашими специалистами выигран грант «Я буду мамой» для беременных женщин. Будем реализовывать его уже третий год. Поэтому накопленный опыт в головном центре будем распространять на жителей Шелаболихинского района. Наша задача теперь дойти до каждого, кто был лишен социальных услуг адресно, – отметила Елена Сазонова.

Кстати, в Тюменцевском районе, где, как и в Шелаболихе, не было никакой социальной структуры, открывается не только филиал Каменского комплексного центра, но и отделение для женщин, попавших в трудную жизненную ситуацию или подвергшихся жестокому обращению. Так что специалисты полагают, что теперь социальная помощь станет доступнее и эффективнее.

Фоторепортаж