Педагогика – это судьба

Сегодня в краевой филармонии состоится концерт «Приношение»

00:00, 02 октября 2013г, Общество 2126


Педагогика – это судьба Фото №1

Программа обещает быть насыщенной: в сопровождении симфонического оркестра выступят бывшие ученики Елены Гесиной, которые сыграют отдельные части фортепианных концертов Рахманинова, Шостаковича, Шопена и Бетховена. Их имена хорошо знакомы барнаульской публике: Анна Кляустер, Марк Парфенов, Алина Жилина, Павел Третьяков и Алексей Сергунин еще недавно блистали на местной сцене и защищали честь края на всевозможных конкурсах, а теперь учатся в престижных учебных заведениях страны.

– В разное время все они учились у меня, и теперь, когда стали совсем взрослыми, мне стало интересно собрать их и посмотреть, какой импульс я им дала, складывается ли их жизнь так, как мы предполагали, – объясняет идею концертной программы Елена Яковлевна. – Все они занимались у меня с самого детства, кто со второго класса, а кто-то даже с первого. Мы с ними побывали на конкурсах в разных городах: вся Сибирь, Мурманск, Благовещенск, Казань, Пятигорск, Москва. И поскольку сейчас они находятся в прекрасной исполнительской форме, возникла идея их собрать.

Не каждый молодой музыкант может похвалиться тем, что выступал с оркестром – это и редкость, и большая ответственность, замечает педагог. Но так удачно сложилось, что у всех учеников нашлись в репертуаре фортепианные концерты.

Кстати, бывшие воспитанники Елены Гесиной сейчас учатся в Московской и Новосибирской консерваториях, музыкальной школе-десятилетке при МГК и Московском государственном колледже музыкального исполнительства имени Шопена. Причем, уехав, юные музыканты по-прежнему много общаются с Еленой Яковлевной: по телефону, по скайпу, просят совета в каких-то нюансах исполнительства.

– Иногда присылают мне ссылки на какие-то записи в Интернете, предлагают что-то послушать – хотят удивить, познакомить с чем-то новым, советуются, стоит ли им попробовать какой-то прием, который они подсмотрели у известного исполнителя. Мы-то сами воспитывались на грампластинках, а нынешние ребята благодаря Интернету могут найти очень много и хорошего, и плохого, и потому важно вовремя отсечь что-то вредное.

Возможно, что такие отношения с учениками Елена Яковлевна сохранила как раз потому, что она не пыталась удерживать их в Барнауле, напротив, активно способствовала отъезду. «У нас хороший город, тут работают высокие профессионалы, но я понимала, что моим ученикам для проявления ярких данных нужно ехать поближе к центру. Так что сейчас они учатся либо в Москве, либо в Новосибирской консерватории у моего любимого профессора Мери Симховны Лебензон – я сама ее ученица и буду всегда ей благодарна».

– Трудно отпускать одаренного ребенка в более продвинутую школу? – спрашиваю Елену Яковлевну.

– Совсем нет! Чем и интересен лично для меня предстоящий концерт: мы увидим, как эти дети идут в профессию. А в том, что все они станут именно музыкантами, никаких сомнений уже нет. Вот Марк и Алина уехали еще в школьном возрасте. Алина побывала в Москве благодаря конкурсу «Щелкунчик», познакомилась с такими же юными музыкантами – общительная девочка нашла много друзей. И ей стало понятно, что кроме педагога для развития таланта важна еще особая среда.

Хотя каждый раз я думаю: наверное, вот этот одаренный ребенок у меня последний, больше такого не будет. Но потом появляется новый ученик с совершенно особыми возможностями и даровитостью. Помогает еще и то, что школьные педагоги тоже сами ведут ко мне своих детей, за что им большое спасибо!

Сейчас почти все училищные педагоги работают с маленькими детьми – Маргарита Климанова, Татьяна Овсянникова… Я руковожу фортепианной секцией в Барнауле, и мы знаем всех лучших учеников в городе, присматриваем за ними. Такая система привела к тому, что уровень фортепианного исполнительства в городе в последние годы стал гораздо выше. Сейчас вообще детская фортепианная школа шагнула далеко вперед – уже в 10 лет играют этюды Шопена! Но есть и другой момент: заниматься с маленькими гораздо сложнее и ответственнее, думаю, вам это подтвердят все педагоги. Тут уж мы не жалеем ни времени, ни сил.

– И каков секрет обучения таких маленьких звездочек?

– Очень важно, чтобы ребенок полюбил своего педагога, полюбил заниматься, ведь за инструментом они проводят несколько часов каждый день. Нужно полюбить сцену, наконец! Это ж такое испытание, которое может выдержать далеко не каждый.

– Я слышала, вы часто работаете с аудиозаписями учеников?

– Это уже часть современной педагогики, в записи можно выверять ритм, форму, добиваться того, чтобы инструмент пел, а не стучал. Иногда мы специально ставим такую задачу: сыграть с особым отношением не на публику, а именно на магнитофон, чтобы он отозвался, подчинить его себе и сильно зазвучать в записи. Ну и, конечно, без этого не обойтись, когда готовишься к ответственному конкурсу.

– Конкурсы… По поводу их полезности звучат противоположные мнения.

– Знаете, я думаю, это важно для них самих. Дети заражаются особыми амбициями, без которых не получится настоящего артиста. Они начинают тщательно готовиться, вкалывать, в какой-то момент отдают предпочтение музыкальной школе перед обычной. А еще конкурс для них – возможность посмотреть другие города и познакомиться с новыми людьми. От этих поездок остаются яркие воспоминания, ощущение свободы. Так что мне это представляется полезным.

– Про вас известно, что независимо от возраста ученика вы стараетесь требовать от него исполнительской зрелости.

– Знаете, почему нужно требовать настоящего взрослого звукоизвлечения? Если взрослые сюсюкают, то ребенок у них так и будет лопотать. Я стараюсь не делать скидок на возраст, поэтому мои ученики на сцене и кажутся такими взрослыми и умелыми. Но во всем этом еще важна поддержка родителей: люблю, когда родители сидят на уроках и даже записывают мои объяснения. Иногда даже получается, что объясняешь больше именно для них.

– Расскажите, пожалуйста, о ваших собственных учителях.

– Я родом из Новоалтайска, моя мама была талантливой певуньей, она и привела меня в музыкальную школу. Я тогда совершенно ничего не понимала и не знала музыки. Наверное, просто были хорошие данные, потому что это было немножко «самородочное» обучение. А уже в Барнаульском музыкальном училище я попала к Эльвире Россинской – меня тут сразу взяли в такой кулак! Если бы не Эльвира Петровна, то не видать бы мне этой профессии, в любой момент я могла пойти в какую-то другую сторону: мне тогда все было интересно – любила петь, дрессировала собак… А сейчас, кажется, разучилась делать все остальное. (смеется.) И поскольку Эльвира Петровна сама училась в консерватории у Мери Лебензон, она меня ей передала.

– А почему вы выбрали именно педагогику?

– Так сложилось. Попав к Мери Симховне, я понимала, что не могу ее подвести. А вообще-то, к педагогике меня тянуло с детства, уже в школе с удовольствием объясняла своим одноклассникам то, чего они не понимали. Например, наш учитель математики просил меня объяснять всем теоремы. (Улыбается.) И вот сейчас задача по-прежнему состоит в том, чтобы найти какие-то правильные слова, глаза в глаза. Но это, наверное, судьба: я родилась 2 октября, а 1-е – День музыки, и где-то рядом День учителя… Все сошлось – мне нравятся училище и школа, мои коллеги, дети и их родители. Это половина жизни, и дома уже давно не ревнуют к моей работе, знают всех моих учеников. Если у меня конкурс и надо куда-то ехать или пойти на работу в выходной – никто препятствий чинить не будет. (Смеется.)

Справка «АП»
Елена Гесина окончила ДМШ № 1 Новоалтайска, в 1979-м – Барнаульское музыкальное училище по классу фортепиано, в 1984 году – Новосибирскую государственную консерваторию им. Глинки (класс профессора Мери Лебензон). С 1984 года преподает в Барнаульском музучилище (сейчас – музыкальный колледж). В числе ее учеников – педагоги барнаульских музыкальных школ, педагоги и концертмейстеры Московской консерватории, Мариинского театра, Новосибирского музыкального колледжа им. Мурова, талантливые молодые музыканты.

Фоторепортаж