ПРАЗДНИКИ ДЛЯ ДУШИ

00:00, 11 июня 2010г, Общество 1345


ПРАЗДНИКИ ДЛЯ ДУШИ Фото №1

Фото Наталья ТЕПЛЯКОВА

Когда в конце 2008 года губернатор Алтайского края Александр Карлин выступил с заявлением о проведении Года В.М. Шукшина на Алтае, никто не мог и предположить, что 2009-й станет временем истинного погружения в творчество нашего выдающегося земляка. Год 2010-й проходит в крае под знаком 75-летия космонавта Германа Степановича Титова и 100-летия его отца, выдающегося сельского учителя-просветителя Степана Павловича. Ни у кого уже не осталось сомнений, что и этот год проводится не для галочки. В разговоре с Александром Карлиным мы выяснили, в чем особый смысл тематических лет в крае. Разговор получился обстоятельным и вышел за рамки официального интервью…

– Александр Богданович, какие цели вы как губернатор региона ставите перед собой, когда объявляете тот или иной год годом памяти выдающегося уроженца Алтайского края?

– В вашем вопросе уже заключена часть ответа. Алтайский край, как известно, очень богат талантливыми людьми. Большинство россиян, не задумываясь, сразу назовут знаменитых жителей края: Шукшин, Калашников, Титов… Но знать имена недостаточно. Обращение к личностям выдающихся земляков выводит нас в совершенно новую плоскость. Вспоминая о людях, прославивших наш край далеко за его пределами, мы проникаемся теми ценностями, которые были святынями для них. Не нужно изобретать велосипед, пытаясь воспитать патриотов родного края. Достаточно обратиться к строкам из публицистического наследия Василия Шукшина. А вспомните, каким откровением звучали в Год Шукшина вроде бы давно знакомые его рассказы. 100-летний юбилей матери Василия Макаровича, Марии Сергеевны Куксиной, позволил нам увидеть новую грань этой многогранной личности – Шукшин-сын, который в отношении к матери проявил столько нежности, любви, неподдельного желания оградить от трудностей… Мы очень правильно поступили: начали Год Шукшина в региональном формате, а завершился он уже как общенациональный. Его венцом стал большой успех спектакля Алвиса Херманиса на крупнейшем театральном фестивале России «Золотая маска». Три «Золотые маски», присужденные спектаклю, свидетельствуют не только о высоком профессионализме режиссера и актеров, но и о мощности глыбы под названием «Творчество Шукшина».

– Ну хорошо, творчество Шукшина многопланово и многожанрово, можно бесконечно черпать оттуда темы для нравственного окормления. Но фигура Германа Титова достаточно прямолинейна…

– На личность Германа Степановича тоже можно посмотреть с разных сторон. К примеру, как на самого молодого космонавта в мире. До сих пор никто в возрасте Германа Титова в космос больше не летал. В августе 1961 года ему было всего 25 лет.

Он был человеком уникальной внутренней культуры. Все, кто его знал, отмечали удивительную личную скромность этого человека. Хотя в истории космонавтики он останется не только вторым человеком, полетевшим в космос, но и крупнейшим руководителем. Ведь долгое время он был заместителем руководителя центра подготовки космонавтов. Это высокая должность. Огромная ответственность.

Взаимоотношения сына и отца – вот еще один интересный аспект знакомства с личностью Германа Титова. Помните его слова: «Все, что есть лучшего во мне – от отца»? Мне не раз приходилось слышать от гостей, приезжающих в край и посещающих мемориальный музей космонавта Германа Титова, такие отзывы: «Как же мы раньше не знали о столь замечательной личности, как Степан Павлович!» Это чувство удивления, потом потрясения и, наконец, бесконечного уважения посещает каждого, кто начинает интересоваться жизнью и деятельностью скромного сельского учителя Степана Павловича Титова.

К какому поколению принадлежал Герман Титов? К поколению творческому, дерзающему, реализующему смелые научно-технические проекты, стремящемуся сказать свое слово в музыке, литературе, живописи, кинематографе… А нравственную, духовную первооснову сознания этих людей закладывали педагоги, подобные Степану Павловичу. Именно они формировали поколение, способное совершать перевороты в науке, промышленности, космонавтике.

Вот так, пристально вглядываясь в конкретных людей, мы приобщаемся к нашему историческому наследию. В этом смысле тематические годы для нас – праздники души. Они выводят из изоляции, из кокона, который мы зачастую сами вокруг себя создаем. Эта изоляция приобретает иногда уродливые формы. Например, муссировавшаяся до последнего времени тема депрессивности региона. Она оказывала абсолютно разрушительное влияние и на экономику, и на умы людей. Слово созидает, но слово же и разрушает.

– То есть тематический год есть время некоего духовного подъема?

– И не только. Материальный аспект юбилейных лет тоже немаловажен. У власти в эти периоды свои задачи. Вы обратили внимание, насколько похорошела малая родина Василия Шукшина в год празднования его юбилея? У нас большие планы по обустройству Курьи – родины выдающегося оружейника Михаила Калашникова, 90-летие которого мы отметили в прошлом году. В здании школы, где учился будущий изобретатель, разместится мемориальный музей. Проект реставрации здания утвержден лично Михаилом Тимофеевичем. Планируется отреставрировать храм, где был крещен наш земляк, построить новое здание для школы искусств и районного Дома культуры. В течение нескольких ближайших лет центр Курьи – туристических ворот Рудного Алтая – обретет исторический облик села начала 20 века и одновременно будет обновлен за счет строительства современного Дома культуры.

В этом году начнутся также строительство и реконструкция здания Алтайского государственного мемориального музея Г.С. Титова.

– Вот-вот. Поначалу эти тематические годы воспринимались именно как талантливый пиар-ход власти. Одно дело – построить социальный объект в обычном селе. И совсем другое -в юбилейные годы возвести новый Дом культуры на родине Шукшина или отреставрировать храм на родине Калашникова…

– Тема пиара применительно к власти у нас отсутствует, я ее не воспринимаю. Дело в другом. Я считаю, что сверхзадача всех ветвей и уровней власти – консолидация. За перестроечные и постперестроечные годы мы получили очень фрагментированное общество. Причем сами резали его вдоль и поперек. Произошел объективный процесс социального расслоения, имущественной дифференциации, шли дезинтеграционные процессы в экономической жизни. Сейчас пришло понимание необходимости интеграции. И я рассматриваю тематические годы как повод эту интеграционную работу сделать более понятной людям, насытить конкретным содержанием. Духовная компонента здесь очень внятно присутствует, что для нас важно.

Конечно, не все можно сделать везде и сразу. У нас 1600 сел в крае. Но стараться нужно. Я очень ревностно слежу за тем, чтобы проекты, которые реализуются в соответствии с краевой инвестиционной программой, были географически более или менее равномерно размещены, чтобы мы могли в разных территориях края открывать где школу, где больницу, где Дом культуры. Сейчас программа «75x75» направлена как pаз на то, чтобы социальные объекты были построены во всех сельских районах и во всех городах. Это тоже наш сигнал: нужно менять облик населенных пунктов.

78 муниципальных образований края участвовали в федеральной программе строительства и благоустройства многоквартирных домов. Поезжайте в наши районные центры. Они же преобразились! Топчиха, Краснощеково, Тальменка, Славгород, Павловск – список можно продолжать…

– Александр Богданович, давайте вспомним стихотворение Маяковского «Юбилейное», где он обращается к классикам, ведет с ними разговор: о чем вы, если бы представилась возможность, спросили бы Василия Шукшина или отца и сына Титовых?

– Я, конечно, не Маяковский, и так, как он, формулировать вопросы не умею. Он, кстати, любил обращаться не только к классикам. Очень многие известные произведения у него с вопросов и начинаются, причем с риторических. Вспомним хотя бы знакомые с детства строки: «Где работать мне тогда, чем заниматься?» или «Что такое хорошо и что такое плохо?». А дальше, как правило, идет развернутое повествование.

Мне кажется, я бы не стал особо докучать знаменитым землякам вопросами, но постарался бы максимально внимательно послушать и того, и другого, и третьего. Думаю, если бы Василий Макарович, Герман Степанович, Степан Павлович были сегодня с нами, они бы очень точно и мудро смогли определить, что с нами происходит. Для нас, для меня по крайней мере, были бы очень ценны их суждения.

– Как вы считаете, не ужаснулись бы они?

– Наверное, от чего-то и ужаснулись бы, но чему-то, безусловно, порадовались. Василий Макарович, я уверен, порадовался бы за родное село, ему бы понравились те условия, в которых живут сейчас его земляки.

Степан Павлович побывал бы со мной в сельских школах края. За большинство уже не стыдно. Порадоваться можно даже не столько добротности зданий, прекрасной материальной оснащенности. Радуют ребятишки. Дети сейчас совершенно другие – в хорошем смысле этого слова. Более развитые, раскрепощенные. Они свободны от проблем их сверстников довоенного и послевоенного времени, когда дети были включены в процесс добывания хлеба насущного.

– Но ведь в последние годы все чаще раздаются реплики, что детей, наоборот, нужно почаще включать в решение семейных проблем. Это и ответственность формирует, и волю.

– Я ни в коем случае не считаю, что ребенка нужно растить и воспитывать в тепличных условиях. Но привлекать можно по-разному. Важно не переусердствовать, не перегрузить душу ребенка тяжестью взрослых проблем.

– Чему, на ваш взгляд, пример Германа Степановича может научить сегодняшнее поколение? Ведь приоритеты подрастающих граждан России претерпели значительные трансформации. Мальчишки хотят стать банкирами, девочки – моделями…

– Пример Германа Титова дает повод не заземляться в своих мечтах в прямом и переносном смысле этого слова. Когда я выбирал профессию, я совершенно не знал, сколько зарабатывали в то время юристы. Тема дохода для меня не была главной. Определяющим было желание получить профессию, которая нужна людям, которая позволит самореализоваться. Если дети хотят стать банкирами, материальный фактор, как мне кажется, здесь превалирует. Хотя на самом деле профессия эта чрезвычайно сложна и ответственна. Не думаю, что и работа модели легкая. Но здесь срабатывает прежде всего фактор популярности, публичности. Поэтому речь идет даже не о наборе профессий, которые являются предметом мечтаний, а о мотивации подрастающего поколения. Это вопрос более серьезный.

– В таком случае как изменить мотивацию, когда повсюду ребенку навязывается ценностный стереотип праздной жизни: ничего не делать, но при этом обладать большими деньгами…

– Во-первых, реже включать телевизор. С другой стороны, дифференциация в обществе всегда была, есть и будет, важно, чтобы было понимание того, что, если человек занимается делом полезным, если он компетентен в профессии, он всегда будет иметь достойное вознаграждение. Тогда люди будут чаще апеллировать к себе – к чему они на самом деле способны, чему могут научиться.

– Шукшин любил повторять, что все задуманное можно осуществить только благодаря огромному трудолюбию. Герман Титов тоже надеялся больше на собственные силы, чем на счастливую случайность. Нужна ли, на ваш взгляд, человеку мечта? Или в наше время это пустая трата времени?

– Конечно, мечта человеку нужна. Но вот вопрос: что понимать под мечтой? Мечта как средство забыться, отключиться малополезна и неконструктивна. Мечта как цель, пусть даже далекая, необходима. Она позволяет выстраивать жизненный вектор. В этом смысле она нужна. Иначе человек оказывается без руля и ветрил, отдает свою судьбу на волю волн.

– У вас были яркие мечты?

– Были и остаются.

– Не осуществились?

– Ну, мечты же не обязательно должны касаться только себя, любимого. Что нам запрещает мечтать о вещах, выходящих за рамки собственного «я»? Я не уникален в этом смысле, то же вы можете сказать и о себе. Когда-то мы мечтали, чтобы у нас были дети, потом – как мы их будем воспитывать, как они будут в этой жизни определяться. Это ведь тоже мечты.

– Это, скорее, планы.

– Планы – это уже у них, у детей наших, а у нас мечты.

– Как вы считаете, что главное в успехе – удача, талант или упорный труд?

– Идеально было бы, чтобы наличествовал каждый из трех компонентов. Но, увы, в реальной жизни это почти недостижимо. В каждом человеке есть так называемый компенсаторный механизм. Я – не фаталист, не исповедую заумных теорий в отношении того, что удача определяет человека, что звезды каким-то определенным образом должны сложиться и влиять на судьбу. Это не мое. Объективно такое понятие, как удачливость, конечно же, есть. Кому-то она больше присуща по жизни, кому-то меньше. Так что теперь – опускать руки: вот, мол, какой я неудачливый, а моему школьному приятелю, с которым мы в одном дворе выросли, и с родителями повезло, и любовь вовремя пришла, и профессию престижную получил? «Что б они ни делали, не идут дела…» Я не думаю, что это повод расслабляться, нужно включать безотказную составляющую – упорный труд. Трудиться, трудиться и еще раз трудиться. Только этим можно восполнить то, что тебе недодала удача.

– А талант?

– А талант вообще тема относительная. Помните, у Чехова в «Каштанке» есть такой эпизод, когда новый хозяин пробует главную героиню на роль цирковой артистки? Она несколько прыжков совершила, а хозяин ее как поощрял? «Талант, талантище!» – говорил он. А на самом-то деле Каштанка боялась, что потеряет относительно благополучное существование в доме этого человека. Так что – Каштанка была талантлива или просто хотела достойной жизни? А если говорить серьезно, то мне кажется, что неталантливых людей нет. Это для меня постулат. Каждый человек приходит в мир с душой. Значит, с талантом. Это «заводская комплектация». Потом он может свой талант либо потерять (а такое нередко случается, я знал достаточно много людей, которые свои таланты растеряли), либо плохо разобраться в себе. Чтобы этого избежать, нужен доброжелательный наставник и помощник. Особенно важно определиться с собой молодому человеку. В периоды юношеских метаний, мечтаний, перепадов настроения от окрыленности до полного неверия в себя очень важно, чтобы кто-то оказался рядом.

Поэтому я бы ответил на вопрос так: в каждом человеке есть талант, человек по определению должен трудиться, а удача – фактор в большей или меньшей степени присутствующий. Есть он – хорошо, нет – тоже не беда. Абсолютных неудачников не существует в принципе. Если из трех обозначенных вами составляющих успеха мы можем гарантировать две, это уже вселяет оптимизм, не так ли?

– Общеизвестно, что Алтайский край – родина многих выдающихся людей. Кто, по вашему мнению, в большей степени способствует формированию личности – родители, учителя, среда?

– И учителя, и родители – это элементы среды. Если среда неблагоприятная, то полностью нивелировать ее влияние сложно. Среда в целом должна быть позитивной по отношению к конкретному человеку.

– Бывают и такие ситуации, когда в ребенка было вложено по максимуму: он посещал музыкальную школу, спортивные секции, воспитывался в интеллигентной семье, а потом стал наркоманом…

– Сложно сказать. В каждом конкретном случае нужно отдельно разбираться. Наверное, где-то защиту вокруг ребенка не выстроили. Защита не обязательно должна быть в виде какого-то забора. Чтобы уберечь от болезней, можно кутать в теплые шубы, а можно закаливать.

Причина-то все равно какая-то есть. И родители наверняка ее знают. Просто неприятно это сознавать, не принято обсуждать.

– Можно задаться целью и вырастить космонавта или писателя? Или это стихийный процесс?

– Об этом следовало бы спросить Степана Павловича или Марию Сергеевну. Степан Павлович-то не растил космонавта! И Мария Сергеевна вряд ли растила писателя. И моя мама до конца дней своих не знала точного значения слова «юрист». Но это не говорит о том, что она не растила из меня юриста. Человек как семечко. Посадишь его в землю – начинает что-то расти. Неравнодушный садовник наблюдает за ним, смотрит, как этот росток реагирует на полив, не нужно ли его защитить от ветра. Поэтому нельзя на 100 процентов застраховаться: если я буду использовать такой-то метод воспитания, у меня вырастет гражданин не хуже других.

– А как вы относитесь к стремлению многих родителей лет с трех заполнить жизнь ребенка гимнастикой, плаванием, английским языком, рисованием?

– Я понимаю стремление максимально развить собственного ребенка. Я в свое время тоже чуть не насильно выпроваживал сыновей в музыкальную школу. До сих пор считаю, что приобщение к музыкальной культуре – серьезный фактор духовного обогащения личности. Трудно мне здесь выступать советчиком. Думаю, сердце должно подсказать родителю, где предел физических и психических возможностей ребенка. Чувство меры должно быть.

– Мы затронули тему особой духовной связи сына и матери, сына и отца. Вы тоже отец. Каким родителем вы являетесь – строгим, демократичным?

– Качество воспитания можно будет оценить только на следующих поколениях. Сегодня могу сказать, что сыновья выросли, в профессии состоялись. Посмотрим, что будет дальше. Я не хотел бы выступать в роли выдающегося воспитателя. Это просто нескромно. К тому же не считаю себя таким уж идеальным наставником. Каждая семья имеет свою историю, каждая семья неизбежно проходит через серьезные испытания. Важно, чтобы во всех перипетиях сохранялась взаимосвязь поколений.

– Вы наказывали сыновей?

– Было дело.

– Ремнем или в угол ставили?

– Не буду рассуждать о методах.

– Ваши дети сами выбирали свой путь или прислушивались к советам родителей?

– Я не считаю, что профессия юриста – единственно достойная. Сейчас я бы серьезно подумал о профессии врача. Мне она очень нравится. Она чрезвычайно тяжелая, но позволяет человеку находиться в духовном ладу с собой.

Так получилось, что сыновья выбрали такую же профессию, как у нас с женой. Старший собирался поступать в технический вуз, он учился в специализированной математической школе. Большинство его одноклассников поступили в самые престижные вузы – МИФИ, авиационный, МАИ. Он же в самый последний момент решил пойти на юридический. А младший уже брал пример с него.

– Многие ли дети сегодня смогут повторить слова Германа Титова: «Все, что есть лучшего во мне – от отца»? Как, на ваш взгляд, бороться с феноменом «мерцающего папы» (живущего в семье, но либо слишком загруженного работой и приходящего поздно вечером, либо устранившегося от процесса воспитания детей, безразличного к их миру, предпочитающего посмотреть телевизор, а не сходить куда-то с ребенком)?

– Честно? Не знаю. Сам я был не только «мерцающим», но и «редко мерцающим». Работа у меня всегда была связана с командировками, приходил домой поздно. Наверное, если уж «мерцать», то надо стараться «мерцать» со смыслом.

– Степан Титов был учителем с утра до поздней ночи: после занятий руководил кружками, ансамблями. Вся жизнь прошла в служении людям. Как вы думаете, сегодняшние школьники нуждаются в таких подвижниках?

– Конечно, нуждаются. И такие люди есть. В частности, в Полковниково я познакомился с очень интересным учителем труда. Молодой парень, фанат своего дела. Зашли к нему в мастерскую – там работа кипит, ребята вокруг него вьются. В огромном количестве школ я вижу таких же увлеченных преподавателей физической культуры. Там фанат каждый второй, если не первый. На самом деле в крае много учителей, которые несут в себе частички души Степана Павловича Титова. Тех, кто в этом смысле более успешен, мы награждаем краевой премией имени Степана Титова.

– Кого вы могли бы назвать личностью, примером для подражания среди современников? Среди жителей края?

– Мы с вами уже вспоминали тут Маяковского. Еще один из его вопросов: «Делать жизнь с кого?» Я на самом деле робею назвать безусловный образец для подражания. У нас в крае огромное количество очень интересных людей, которых не нужно, конечно, копировать, но внимательнее присмотреться к ним стоило бы. Считаю, мне повезло, что я познакомился с Алексеем Ивановичем Скуратовым. Это замечательный человек. Он прошел войну простым солдатом, всю жизнь не выпячивался, не напрашивался в президиумы. Человек с уникальным природным чувством юмора и удивительной скромностью. Неслучайно к нему так тянется молодежь: школьники, ребята из военно-патриотических клубов. Несмотря на возраст и здоровье, без визитеров он не живет. Потому что эта личность притягивает к себе. Чем это не пример для подражания?

У нас огромное количество земляков, которые проявляют себя в труде, творчестве, общественной жизни. Нужно только уметь их замечать. А моя миссия как руководителя – где-то поддержать этих людей. Мы, к сожалению, в последние десятилетия практически утратили навык «государственной подсветки» людей труда. Мало поощряли их, награждали. Сегодня наконец ситуация начала меняться. Вот недавно наш механизатор из Кулундинского района Роберт Шульц был приглашен в Кремль, где президент страны Д.А. Медведев вручил ему орден Дружбы.

В крае есть прекрасные многодетные семьи, которые вопреки устаревшим стереотипам растят успешных, незакомплексованных детей. Почему с этих людей не брать пример? Не обязательно ведь копировать количество ребятишек, важно поучиться отношению к ним в этих семьях, умению создавать атмосферу счастья в доме. Поэтому отвечу так: посмотрите вокруг. Часто оказывается, что не надо ходить за моря-океаны за идеалами. Интересные люди, как правило, находятся рядом с вами.

Беседовала Тина БАЗДЫРЕВА.

Фоторепортаж