ПО ДВЕСТИ ДВАДЦАТЬ ВОСЕМЬ

ОТ ЧЕГО ЗАВИСИТ СТОИМОСТЬ АЛТАЙСКОЙ КОЛБАСЫ

00:00, 11 июня 2010г, Общество 2531


ПО ДВЕСТИ ДВАДЦАТЬ ВОСЕМЬ Фото №1

«Глава правительства Владимир Путин недавно заявил по радио, что благодаря соответствующей работе правительства с производителями и переработчиками сельскохозяйственной продукции в первом полугодии 2010 года цены в России на мясную продукцию в стране сохранились на уровне декабря 2009 года. Насколько в Алтайском крае прослеживается эта тенденция?

С уважением Василий Клоков, с. Краснощеково».
Чтобы выполнить просьбу нашего читателя, мы пообщались с участниками и экспертами рынка, изучили статистический материал, и вот что получилось в итоге.

Вверх – на куриных крыльях

Согласно официальным данным, за пять последних месяцев потребительские цены на мясопродукты в Алтайском крае выросли на 3,1 %, в том числе за май - на 1,6 %.

При этом в текущем году колбасные изделия, на которые приходится более половины продаж мясных продуктов в рознице края, стали дороже на 1,9 %, курятина подорожала на 12,3 %. В прошлом году цены на мясопродукты, за исключением курятины, росли медленнее.

Среди тенденций рынка можно выделить более чем полуторный рост производства мяса и субпродуктов. Но он был обеспечен исключительно за счет курятины, поскольку производство свинины и говядины практически не изменилось. Такой расклад можно объяснить выбором потребителей. Большинство покупателей старается экономить, поэтому отказывается от относительно дорогих продуктов. Не случайно мясокомбинаты снизили на 8 % производство гуляша, отбивных и прочих полуфабрикатов.

Одновременно стали на треть больше делать колбасы. Эксперты говорят, что этому поспособствовала антиреклама «Сибирской продовольственной компании» на одном из центральных телеканалов, после которой на время освободилась значительная часть рынка, принадлежащая СПК.

Тем не менее цены на колбасу в магазинах сдерживались кошельком покупателей. За пять месяцев на вареную колбасу они выросли всего на три рубля, а на копченую заняли в мае отметку 228 руб. за килограмм.

 

В борьбе

Но если конъюнктуру на прилавках определяет конечный потребитель, то цены переработчиков во многом зависят от того, за сколько удалось приобрести сырье, поскольку на него приходится основная доля в себестоимости мясной продукции. А цены, по которым крестьяне продают, связаны с количеством скота для убоя.

Статистика говорит, что поголовье КРС в Алтайском крае по сравнению с апрелем прошлого года выросло на 8 тыс., а свиней - на 3 тыс. голов. Замначальника по животноводству Главного управления сельского хозяйства края Михаил Чмырев считает, что за год численность КРС трудно нарастить заметными темпами. А для увеличения количества свиней, несмотря на относительно подешевевшие корма, у крестьян не было экономических стимулов. По его мнению, закупочные цены на свинину растут медленнее, чем затраты на ее производство. Действительно, согласно данным УППФП, свинину мясокомбинаты в среднем закупали нынче дешевле рублей на шесть за килограмм, чем годом раньше. В то же время из месяца в месяц эти цены растут и уже вплотную приблизились к прошлогодним.

Если анализировать динамику закупочных цен на крупный рогатый скот, то она практически совпадает с трендом 2009 года, и тренд этот восходящий: на полтора-два рубля в месяц.

- Рост закупочных цен на мясо связан с тем, что у переработчиков пошел рост реализации и они начали активнее бороться за рынок сырья, - говорит Александр Гришин, начальник отдела развития пищевой, перерабатывающей промышленности УППФП.

С ним соглашается и гендиректор Рубцовского мясокомбината Наталья Рожкова, подчеркивая, что ее предприятие испытывает дефицит КРС.

- Это связано с тем, что хозяйства, расположенные в ближайших к нам районах, приказали долго жить. Я имею в виду хозяйства Локтевского района, колхоз «Сибирь» Егорьевского района, - поясняет Наталья Рожкова. – А свинина сегодня на рынке есть. Если не хватает ее от личных подсобных хозяйств (ЛПХ в Алтайском крае производят 82% свинины. - Прим. Е.Ш.), то я заключаю договоры с ГУП «Антипинское». У них продукция хорошего качества, пригодна для переработки в рамках любых муниципальных и государственных заказов.

 

Нам бы еще КРС

Проблема нехватки качественного сырья существует у алтайских мясоделов не один год. «В крае мало скота мясного направления. Приходится собирать, что подвернется», - говорят в сердцах заготовители хладобоен и мясокомбинатов.

Конечно, количество быков герефордов и прочих мясных пород в регионе постепенно увеличивается, но медленно.

Благодаря работе профильных управлений администрации края сокращается вывоз скота за пределы края. По сравнению с прошлым годом он уменьшился вдвое и сейчас, по оценкам чиновников, составляет 1-2 процента от произведенного на убой в крае. Показатель просто замечательный. Тем не менее участники рынка называют проблему вывоза сырья за пределы региона по-прежнему актуальной. Скот скупают заготовители из Новосибирской и Кемеровской областей.

- В нашей зоне конкуренцию составляет Черепановский мясокомбинат, - рассказывает Наталья Рожкова. - Его представители приобретают даже скот, который по ветеринарным показаниям не рекомендован к вывозу в другую территорию. Это предприятие имеет возможность закупать по более высокой цене, так как реализует свою продукцию в Новосибирске, где выше покупательная способность населения.

Рожкову не устраивает, как сегодня колхозы торгуют скотом на забой. Идет заочный торг между двумя предприятиями, и даже если рубцовчане предлагают более высокую цену, мясо уходит конкурентам в Новосибирскую область. Возникает вопрос: почему должностные лица в хозяйстве принимают решение о продаже в пользу другого региона?

Председатель правления Мясного союза Алтайского края Иван Яшкин предлагает решать эту проблему путем заключения долгосрочного соглашения о регулировании закупочных цен между производителями и переработчиками мяса. Подобное соглашение недавно заключили между собой региональные союзы производителей и переработчиков молока.

Наталья Рожкова считает, что справедливую рыночную цену можно получить, проводя закупку мяса в хозяйствах в форме открытых торгов. То есть как это делается при заключении контрактов на поставку продукции для государственных и муниципальных нужд.

 

Что было, то и будет

Что можно ждать от рынка в ближайшее время?

Как нам видится, несколько разнонаправленных тенденций в результате не приведут к заметному изменению розничных цен на мясопродукты.

Начнем с животноводов. Согласно соглашению, подписанному губернатором края и министром сельского хозяйства, в этом году производство мяса в регионе должно выйти на уровень 290 тыс. тонн, что на 10 тыс. тонн больше прошлогоднего. Соглашение надо выполнять, поэтому оно будет выполнено. В то же время пока нет ясности с будущей кормовой базой.

Есть надежда, что переработчики снизят свои издержки после введения в действие постановления правительства об отмене торговыми сетями требований с поставщиков вознаграждения за объем. Правда, в правительственном перечне социально значимых продовольственных товаров из мяса присутствует только курятина.

Положительную роль может сыграть и введение в действие другого постановления правительства (№ 1009 от 14.12.2009), посвященного разграничению полномочий между ветеринарной и санитарной службами. Документ позволяет освободить ветеринарную службу от контроля за готовой продукцией, а значит, отменить выдачу ветеринарных свидетельств.

- Кроме того, что мы своим оптовым покупателям предоставляем счет-фактуру, товарную накладную, удостоверение о качестве, мы еще заполняем на компьютере ветеринарное свидетельство, которое подписывает ветеринарный врач, и рассылаем всем покупателям, - рассказывает Наталья Рожкова. - Этот документ стоит около 20 рублей, что для мелкого покупателя заметно увеличивает затраты. Соответственно он вынужден поднимать розничные цены.

По сведениям Ивана Яшкина, постановление №1009 застряло в Минюсте, куда попало на согласование.

Еще один фактор, который может снизить цены, – рост производства. В этом году запланирован ввод в эксплуатацию в регионе четырех хладобоен. А в ближайшие пять лет откроются 11 таких предприятий общей мощностью 32 тыс. тонн в год.

Иван Яшкин говорит, что если сырье резко не подорожает, то и продукция останется на прежнем уровне. Наталья Рожкова все же считает, что сложившийся на мясном рынке дефицит крупного рогатого скота спровоцирует до конца года некоторое повышение цен на колбасу. А Александр Гришин напоминает о законах идеального рынка, когда равновесная цена устанавливается только под влиянием спроса и предложения. Спрос же у жителей края в текущем году вряд ли вырастет.

Но у переработчиков всегда остаются резервы для увеличения производства, при условии, что они будут продавать свою продукцию за пределы региона, как, например, это успешно делает Рубцовский мясокомбинат.

Фоторепортаж