Простая история

00:00, 16 июля 2013г, Общество 1572


Простая история Фото №1

Таких женщин – работящих, терпеливых, всю свою жизнь посвятивших труду и семье – в Хабарском и других районах нашего края немало. В каждом селе могли бы назвать своих ушедших уже на заслуженный отдых телятниц, доярок, птичниц… Во время одной из служебных командировок автор этой статьи на встрече с работниками сельсовета в селе Новоильинка услышал имя Татьяны Поповой.

«Приветливая, спокойная, работящая, и рассказать ей о чем найдется» – так охаратеризовали в сельской администрации нашу героиню. И оценка эта была вполне обоснованной. Татьяна Петровна действительно оказалась человеком очень спокойным, степенно-разговорчивым да к тому же еще и наделенным природным чувством юмора.

Родилась она в Аджамовке того же Хабарского района в 1951 году, а через несколько лет ее родного села не стало. Во время хрущевского укрупнения колхозов его, как и многие другие, признали бесперспективным, и вскоре оно перестало существовать. По словам Татьяны Петровны, это было большое богатое село, из которого, когда ей исполнилось лет 12, родители с тремя детьми перебрались жить в Новоильинку. В качестве компенсации государство, по словам Поповой, предоставило им «домик-завалюшку», а дальше, как говорится, определяйтесь сами. Поскольку в Аджамовке у них дом был не намного лучше – так называемая летуха, – бросили его без особой жалости. От жизни в родном селе остались только теплые, греющие душу воспоминания о детстве.

В школе основной ее оценкой была тройка, наверное, потому, что учебу маленькая Таня очень рано стала сочетать с работой. На коня села в восемь лет, стала трудиться подпаском у отца Петра Трофимовича. Дело это ей пришлось по душе – нравилось ездить на лошади, постоянно находиться на вольном воздухе. Вокруг степь-трава, березовые колки, вверху небо синее да солнышко – хорошо! Дожди, снега, ветра…

Уже с десяти лет стала получать зарплату в совхозе, причем зачастую большую, чем отец, что его, впрочем, не обижало – все равно в семью маме Софье Тимофеевне весь доход шел. Корову в первый раз в жизни она подоила тоже лет в десять, при этом буренка сбила девочку с ног, но Татьяну происшествие нисколько не испугало. Она вообще никогда скотины не боялась, и та ее тоже.

- Меня коровы никогда не били, – говорит Татьяна Петровна. – Других не раз случалось, а меня никогда. Я их любила, а они меня…

После окончания школы Татьяна Попова поехала работать в Славгород, стала штамповщицей на радиозаводе. В Славгороде ей показалось шумно и неинтересно, но уже через год отправилась она в еще более шумный Барнаул, стала прядильщицей на меланжевом комбинате. Как говорит Татьяна Петровна, все познается в сравнении, и большой город не понравился ей еще больше, чем маленький, тем более что к тому времени она уже стала мамой. В 1972 году вернулась домой в Новоильинку и устроилась работать дояркой в совхоз.

Осваиваться на новом месте Татьяне Поповой не пришлось вовсе – сразу основательно взялась за дело и трудилась на своем скромном, но по-настоящему полезном посту до самой пенсии – 31 год. Менялись ее подопечные буренки, работа была все та же. Много лет они трудились одним сплоченным коллективом – скотники, доярки в ее первом отделении Новоильинского совхоза практически не менялись. Устроились на работу – и до пенсии.

- Не знаю даже, была я передовиком или нет, – говорит Татьяна Петровна. – У нас на ферме отстающих не было, все трудились, как говорится, с душой. До 90-х годов все шло нормально, а потом… В хозяйстве не один раз вырезали скот. Случалось так, что я сижу корову дою, а ее за рога – и на бойню…

Сколько работала, и выяснения всякие с начальством случались, но меня никогда не оскорбляли, этого бы не позволила просто. Я человек с характером, но с коллегами очень редко конфликты были. Хотя в семье всякое бывает, на то и семья. Где-то и поссорятся, потом помирятся – свои ведь.

Обиденко Василий Теодорович, скотник, хорошо очень работал, он вообще безотказный человек, на любую просьбу отзывчивый. И то, что делать не должен вроде бы, попроси – сделает. Галина Деревянкина, Моисеенко Зоя – всех сразу и не назову. Одним словом, весь народ хороший был. Управляющие у нас менялись, директора и бригадиры тоже, а коллектив в основном сохранялся. Крепкий был коллектив.

Сегодня волею судеб осталась она в своем доме одна. Летом время отдает огороду, корову на личном подворье не держит – здоровье не то.

- Да сейчас и из молодых скотину в селе, считай, никто не держит, – сетует она. – Чаще всего ленятся попросту. За ней ведь уход нужен...

На вопрос: не скучно ли ей одной – Татьяна Петровна отвечает просто:

- Это в хате я одна, а так-то нет. Постоянно в гостях кто-нибудь, внук приходит. Я все время с людьми. И вообще народ люблю. А не люблю, когда за глаза говорят одно, а делают другое. Сама могу не сдержаться, как говорится, правду-матку сказать, но если вижу, что человеку больно будет, лучше промолчу. Лицемерить, обманывать не стану. Других постараюсь не обидеть и себя в обиду не дам. Про меня говорят, что чувство юмора у меня хорошее, – улыбается она. – Много мне оно помогало и помогает и в жизни, и в работе. Русскому человеку ведь что плакать, что смеяться – дело привычное. Жаль только, что плакать ему чаще приходится...

Фоторепортаж