По чужой колее

Почему начинающим лучше воспользоваться проверенной бизнес-моделью

00:00, 03 июля 2013г, Общество 2069


По чужой колее Фото №1

Предпринимательство, как известно, деятельность, направленная на получение прибыли и ведущаяся на свой страх и риск. Но неоправданные страхи и риски можно уменьшить. Как этого добиться, начиная новое дело, недавно обсуждали эксперты в краевом центре поддержки предпринимательства.

Открытие собственного дела – это, наверное, одно из важнейших решений в жизни любого человека. И, конечно же, оно требует тщательного анализа и проработки. Специалисты советуют для начала разработать четкий детализированный бизнес-план, провести маркетинговый анализ рынка, выяснить потребительский спрос. Мировой и российский опыт показывает, что многих проблем можно избежать, если открыть бизнес по франшизе.

Википедия трактует франшизу как объект договора франчайзинга, комплекс благ, состоящий из прав пользования брендом и бизнес-моделью франчайзера, а также иных благ, необходимых для создания и ведения бизнеса. В качестве франшизы могут выступать методы ведения бизнеса, товарный знак, технология со взаимными обязательствами и льготами между передающей (франчайзер) и получающей (франчайзи) сторонами, предоставляемые за плату и оформленные в соответствии с законом об охране интеллектуальной собственности.

К основным преимуществам ведения бизнеса по франшизе относятся: возможность использовать успешные бизнес-технологии; налаженная система снабжения; минимальные затраты на рекламу и маркетинг; использование узнаваемого бренда и репутации компании; возможность проконсультироваться по любым вопросам вашего бизнеса.

К недостаткам можно отнести диктат со стороны франчайзера. То есть вам предложат строго оговоренный формат ведения бизнеса, продадут определенное оборудование. Хотя такие недостатки на начальном этапе можно рассматривать и как достоинства. Это напоминает историю, когда взрослый бьет ребенка по рукам, если тот сует палец в розетку. Ну и главный недостаток – платность. Владельцы франшизы обычно требуют внести разовый платеж (паушальный взнос) и периодически отдавать определенный процент от прибыли или выручки (роялти). Впрочем, здесь могут быть варианты. Одни не требуют паушальный взнос, другие – роялти. А есть благодетели, которые просто дарят собственную бизнес-модель.

 

Не верьте глазам своим

Для реализации мечты потенциальный предприниматель должен четко определиться, к какому виду бизнеса у него склонность, и начинать выбирать. Если забить в «Яндексе» «франшизы в Барнауле», то поисковик выдаст несколько десятков предложений, а уж в масштабах России их многие сотни.

- Но не стоит доверять этому длинному списку, – считает Денис Матис, представитель Российской ассоциации франчайзинга (РАФ). – Большинство предложений – пустышка, а масса других не выдерживает проверки серьезных организаций.

К последним Матис, например, относит РАФ и Сбербанк.

Барнаульское представительство РАФ работает примерно по следующей схеме. Приходит к ним человек и называет сумму, которую он готов потратить на новый бизнес. Предпринимателю подбирают вариант в соответствии с его наклонностями и направляют запрос в московский офис.

– Да, мы можем дать опробованные модели, алгоритм действия. Но важно, чтобы потенциальному франчайзи хотелось заниматься этим бизнесом и он имел представление о нем, – подчеркивает Денис Матис. Например, Модный дом Stillini (производство и продажа детской и подростковой одежды) требует, чтобы предприниматели, покупающие их франшизу, имели опыт работы в розничной торговле.

Денис Матис рекомендует начинающим покупать франшизы, связанные с торговлей и сферой услуг как наиболее быстроокупаемые.

Список «Сбера»

Надежные франшизы можно поискать на сайте Сбербанка. Пока в его списке 58 федеральных и региональных предприятий. На приобретение их франшиз СБ готов выдавать кредит «Бизнес-старт».

- Если человек выбрал франшизу, он обращается к специалистам, которые занимаются выдачей кредита «Бизнес-старт», – рассказывает Наталья Казанцева, руководитель центра развития бизнеса ОАО «Сбербанк России». – Мы проводим тестирование по знанию мультимедийного обучающего курса, который размещен на сайте. Если человек справился с тестом, отправляем его данные на согласование в головной офис. После того как он получит предварительный акцепт, связывается с владельцем франшизы и оговаривает все условия. Если владелец и покупатель франшизы обо всём договорились, идет подбор помещения, покупка оборудования.

По словам Натальи Казанцевой, кредит «Бизнес-старт» наиболее востребован у молодых предпринимателей. Как правило, эти люди имеют огромное желание и креативность, но без опыта. В то же время они ведут себя взвешенно, анализируют ситуацию. Прежде чем выбрать франшизу, они изучают рынок, самостоятельно или с помощью своих экспертов, кураторов. Чаще всего начинающие выбирают торговлю, ориентируясь на срок окупаемости, который указан на сайте против каждой франшизы. И самая быстрая окупаемость, конечно, у предприятий розничной торговли. Обычно предпочитают торговлю одеждой и автозапчастями.

Второе направление – услуги. Здесь СБ готов кредитовать как франшизу, так и выдавать деньги под типовой бизнес-план, разработанный специалистами банка. В этом случае клиент сам определяет бизнес-модель. И до последнего времени типовой бизнес-план в Сбербанке более востребован, чем франшиза. Специалистами СБ разработано шесть типовых бизнес-решений: кейтеринговая компания, клининговая компания, кондитерская, парикмахерская, салон красоты и хлебопекарня. Последний вариант – самый популярный у начинающих.

Федеральная сеть магазинов игрушек «Бегемот» в прошлом году вошла в список Сбербанка, и после этого наметился резкий рост продаж ее франшиз. На сегодня сеть продала 500 франшиз магазинчиков «Бегемотик», рассказал ее барнаульский представитель Виталий Аршинцев. Один «Бегемотик» открыт в Заринске, другой готовится распахнуть двери в Барнауле.

- Для входа в нашу франшизу требуется 1 млн. руб. (500 тысяч платится сразу за товар, 300 тысяч уйдет на торговое оборудование, остальное на оргтехнику, рекламу, обучение персонала и аренду). После открытия магазина мы предлагаем беспроцентный товарный кредит на полтора года. При торговой площади 100 квадратных метров срок окупаемости 6 месяцев, – поделился условиями контракта Виталий Аршинцев.

Алтайские франчайзеры

А вот несколько алтайских предпринимателей, торгующих франшизами, пока только мечтают войти в список Сбербанка. Это руководитель компании «НА ВСЕ 360» Игорь Носов, директор ООО «Глобэк» Александр Денюков и гендиректор ООО «Силуэт» Наталья Воронова.

Компания Игоря Носова продала свою бизнес-модель (прогулки в виртуальном пространстве) уже в 21 город России. Начинающих предпринимателей франшиза привлекает низкой стоимостью – 150 тыс. руб. и быстрым сроком окупаемости (два месяца).

Александр Денюков, работающий в сфере обращения с твердыми бытовыми отходами, за три месяца договорился с предпринимателями из десяти районов края. В расчетах франчайзера и франчайзи используются банкоматы Сбербанка, поэтому Денюкову особенно интересно попасть в список СБ.

А компания «Силуэт» формирует сеть парикмахерских под брендом «Кудряшка».

- Наши клиенты – парикмахеры, решившие открыть свое дело, – объясняет Наталья Воронова. – Мы помогаем освоить им предпринимательские навыки и отточить профессионализм, проводя мастер-классы.

Надо отметить, что алтайских франчайзеров курирует краевой центр поддержки предпринимательства.

- Пока начинающие боятся брать кредиты и не готовы покупать дорогие франшизы, – констатирует руководитель центра Сергей Мазур. – Для того чтобы обезопасить их риски, были разработаны эти бизнес-модели, которые позволяют начинать при минимальных вложениях.

Мы планируем информировать стартаперов о наших франшизах через информационно-консультационные центры, которых в крае 69. Важно, чтобы франшиза работала не в одну сторону. Продали и забыли. Нужно работать с франчайзи в тандеме, чтобы он не закрылся через год. Мы же готовы в этом случае вам помогать находить таких предпринимателей.

А директор Алтайского бизнес-инкубатора Александр Краснослабодцев напомнил о действующей в крае системе поддержки начинающих предпринимателей. Это не только информационно-консультационная помощь, но и финансовая. 58,8 тысячи можно получить из фонда занятости при создании каждого рабочего места. Надо подавать заявки на целевые гранты до 300 тыс. руб., обращаться в Алтайский фонд микрозаймов, где на производственный бизнес готовы выделить до 500 тыс. руб., на торговый – до 300 тыс. руб. ну и, наконец, попытаться взять кредит в банке.

Фоторепортаж