Запрягали тройки и… шестёрки

12:31, 22 августа 2014г, Спорт 2105


1
1

Барнаульскому ипподрому исполнилось 100 лет. В своём развитии он пережил несколько периодов взлётов и забвения. Жил вместе с городом и всем краем и постепенно стал его неотъемлемой частью. Юбилей ипподрома отметят 24 августа во время большого сибирского круга и розыгрыша Кубка Губернатора.

От тягловой силы к чемпионам

История конного дела на алтайских территориях, которые входили в состав Томской губернии Российской империи, началась в тридцатых годах восемнадцатого века со строительства на берегу речки Барнаулки меде-сереброплавильного завода Акинфия Демидова. Сначала лошадей разводили в качестве необходимой и главной тягловой силы для предприятия. Это занятие было традиционным для коренных жителей Сибири, а потом и переселенцев из Центральной России. Лишь со временем появились первые коннозаводчики, которые начали совершенствовать племенные породы этих животных, чему способствовали богатейший природный ландшафт, наличие водных источников, обширные территории для пастбищ. Не случайно на гербе Томской губернии и Барнаула изображены кони.

К 70-м годам 19 века город быстро превращается из горнопромышленного в богатейший купеческий центр Сибири. По его улицам зажиточные жители ездили исключительно в каретах, запряженных шестёрками лошадей. В повозки запрягали четвёрки и тройки. Занятие коневодством становится прибыльным, появляются первые племенные породистые жеребцы. В этот период впервые встаёт вопрос о создании ипподрома и городских конюшен. В 1899 году чертёжный отдел Главного управления Алтайского округа выполняет заказ Барнаульской городской думы о создании «плана участка земли, отведенного для устройства ипподрома». Под него было выделено 30 гектаров. План был подготовлен, но строительство ипподрома не началось.

Ударом по конепроизводству стало решение гордумы от 18 августа 1909 года о взимании налога «за лошадей, экипажи, велосипеды, автомобили, мотоциклы, собак». Отрасль стала приходить в упадок. Но среди жителей Барнаула нашлись преданные коневодству люди, которые в 1910 году образовали общество поощрения рысистого коннозаводства. Его члены и стали инициаторами создания ипподрома. Репутация общества была столь высокой, что оформление аренды взял на себя Барнаульский городской банк.

Четыре года ушло на борьбу с бюрократическим аппаратом, пока в марте 1914 года на заседании гордумы вновь не был поднят вопрос о необходимости выделения земельного участка «в конце города… на 24 года в бесплатное пользование для летнего и зимнего ипподрома, строительства комплекса конюшен и помещений». В результате бурных обсуждений и многочисленных возражений срок бесплатной аренды члены Думы утвердили только на 12 лет. В архивах Барнаула сохранился соответствующий договор, подписанный 12 апреля 1914 года,  по которому стороны приняли взаимные обязательства. «Городская управа выделяет землю для бесплатного пользования. «Общество охотников конского бега и скачек» обязуется осушить болотистое место, взятое в пользование, построить конюшни, квартиру для семейного конюха, которая будет ему предоставляться бесплатно на весь период действия договора». В конце документа сказано: «После окончания срока аренды постройки должны быть снесены в течение шести месяцев, а участок передан городу». Место, выбранное и утверждённое для ипподрома, находилось рядом с территорией современного завода агрегатов (АЗА).

– В архивных документах часто фигурируют фамилии вице-президента «Общества охотников конского бега и скачек» И. К. Платонова и его помощника П.Д. Сухова. К сожалению, дополнительных сведений и фотографий этих активных пропагандистов коневодства в Барнауле нами не найдено, – говорит нынешний руководитель ипподрома Елена Вебер. – Конное дело развивалось настолько успешно и поголовье лошадей было столь значительным, что в годы Первой мировой войны Барнаул стал главным пунктом в Сибири по организации и распределению конных военных подразделений. Для нужд фронта забирали племенное и гужевое поголовье, что вновь подорвало племенную работу.

Снова помешала война

В 1917 году на карте Сибири появилась новая административная единица: Алтайская губерния, ориентированная исключительно на сельское хозяйство. Но заниматься племенным коневодством считалось нецелесообразным. Только к 30-м годам прошлого столетия интерес к данной отрасли стал расти. Барнаул с его богатыми традициями в этой области основной упор сделал не на развитие тяглового гужевого транспорта, а на восстановление племенных заводов и ферм. А вскоре после того, как он стал столицей новой территориально-административной единицы, Президиум Верховного Совета РСФСР по Алтайскому краю вынес решение № 2373: «Организовать в городе Барнауле краевой ипподром для испытания племенных лошадей колхозных ферм и конных заводов. Просить Совнарком РСФСР при рассмотрении краевого бюджета на 1939 год отпустить средства на строительство ипподрома в сумме 200,0 тысяч рублей, на его содержание 100,0 тысяч рублей». Но снова помешала война.

Лишь после неё началась интенсивная работа по возрождению племенного коневодства. В декабре 1956 года на заседании исполнительного комитета Алтайского краевого Совета депутатов трудящихся было принято постановление «Об организации краевой государственной станции по племенной работе и искусственному осеменению животных» на базе краевого ипподрома. Через четыре года оба они были переданы под патронат Алтайского НИИ сельского хозяйства (сохранились подлинные документы за № 206 от 2 марта 1960 г.).

31 декабря 1964 года исполком краевого Совета депутатов трудящихся принимает судьбоносное решение: «Учитывая необходимость расширения территории Алтайского завода агрегатов, что возможно только за счёт смежной площади ипподрома с госконюшней, а также признавая необходимость иметь ипподром в краевом центре, передать его территории по ул. Ипподромной, 1 заводу. Взамен отвести участок 24 гектара из земель Алтайского НИИ сельского хозяйства в поле, южнее нового мясокомбината… Перечислить денежные средства в сумме 67 тысяч рублей на перенос госконюшни с ипподромом. Выделить 30 тысяч на строительство ветеринарной лечебницы со стационаром на новых территориях…»

К тому времени в Барнаульскую госконюшню были привезены 20 породистых жеребцов, обошедшихся почти в 45,5 тысячи рублей, тогда эта была огромная сумма. Первую очередь строительства планировалось завершить до 1 февраля 1965 года, вторую – до 1 июня. Ответственным за него назначили «Алтайцелинстрой». Однако в срок в полном объёме работы не были выполнены. Ипподром стал долгостроем.

Время от времени власти интересовались положением дел на значимой для города и края строительной площадке. Так, 30 августа 1967 года на очередном заседании исполкома Барнаульского городского совета в повестку дня был поставлен вопрос о необходимости освоения прилегающих к конюшне и ипподрому земель, строительстве одного 16-квартирного дома и производственных помещений. Конюшни функционировали, велась селекционная работа, действовала ветеринарная лечебница, осваивались близлежащие территории, но серьёзную работу там ипподром начал лишь в 1972 году,  когда была сдана в эксплуатацию первая беговая дорожка. Трибуны воздвигли ещё позже, в 1980 году…

Продолжение в следующем пятничном выпуске газеты.

Фоторепортаж