За 2014 год выявлено около 1300 нарушений при перевозке тяжеловесных грузов

17:20, 20 ноября 2014г, Общество 1630


1
1

Фото Сергей БАШЛЫЧЕВ

На заседании Госсовета в Новосибирске 14 октября 2014 года президент РФ Владимир Путин указал на организацию весового контроля как одну из мер, позволяющую дольше сохранять дороги в пригодном состоянии. На Алтае наладить весовой контроль помогают передвижные пункты.

«Алтайская правда» застала передвижной пункт весового контроля (ППВК) под Павловском. ППВК – это две платформы, которые можно разместить буквально в любом месте у обочины дороги и буквально за считаные минуты. Платформа – это и есть весы. Она через передающее устройство сообщается с компьютером, передавая вес автомобиля. Со стороны процесс взвешивания выглядит так: машина заезжает на платформу каждой осью и на компьютере появляются цифры.

– Дорога разбивается от воздействия колес. Поэтому основной параметр для нас – осевая нагрузка. Чем больше нагрузка на ось, тем сильнее воздействие транспорта на дорогу. Разрешенная нагрузка на каждую ось – 10 тонн, – рассказывает Сергей Никитин, начальник отдела дорожного сервиса КГКУ «Алтайавтодор».

Учитываются и тонкости – сколько осей у грузовика, каково расстояние между ними. Но во всяком случае общая масса транспортного средства не должна превышать 40 тонн.

По словам Сергея Никитина, проблема большегрузов появилась не так давно – лет пятнадцать назад. До тех пор все солидные грузы возили по железной дороге. Но с начала 90-х, с одной стороны, появились мощные грузовики, а с другой – стали подниматься железнодорожные тарифы. В результате по нашим автодорогам сейчас возят всё и в больших количествах. Именно этим и вызваны сезонные ограничения на передвижение большегрузов – весной, когда из-за таяния снега дорожное полотно делается хрупким, и летом, если жара превышает 32 градуса: тогда 40-тонные грузовики буквально продавливают в асфальте колею. Да ведь 40 тонн – это не предел!

– Не часто, но бывают транспортные средства массой 100-150 тонн, – рассказывает Сергей Никитин. – Максимальная же масса спецсредства, передвигавшегося по дороге, 700 тонн. Это в Новосибирской области такое транспортное средство двигалось по дороге…

На Алтае стационарный пункт весового контроля существует с 2001 года – он размещен на трассе Алтай – Кузбасс недалеко от села Пещерка. Есть пункты весового контроля на КП ГИБДД в Барнауле. Однако грузы ведь везут по всему краю, а на каждом повороте пункт весового контроля не оборудуешь. Вот тут и пригождаются передвижные ППВК.

– «Алтайавтодор» отвечает за региональные дороги, поэтому и контроль мы ведем за состоянием региональных дорог, – говорит Сергей Никитин, а на вопрос, каким дорогам в крае достается больше других, отвечает сначала немного философски: – Все дороги разбиваются… – но потом уточняет: – Больше всего разрушаются те, по которым возят уголь и другие инертные грузы.

Тем временем сотрудники ГИБДД тормозят грузовики, фуры. Водители въезжают на платформу. Пока у всех, кого мы остановили, груз не превышает разрешенные пределы. А что будет, если перевес?

– Составляем протокол, определяем ущерб дорожному полотну, – говорит Михаил Бабкин, ведущий инженер ОДС. – И пока масса не будет приведена в соответствие с требованиями, машина дальше не пойдет.

На памяти Михаила Бабкина эпизод, когда перегруз оказался на огромном лесовозе – нагрузка на каждую ось превышала разрешенные 10 тонн на 100-300 килограммов. Оформили все надлежащие бумаги, а тем временем приехал другой лесовоз – с краном – и перегрузил излишки.

Бич наших дорог, по признанию сотрудников «Алтайавтодора», грузовики «Тонар». Наверное, все видели их – металлический кузов с высокими бортами. Набитые под завязку, эти грузовики запросто могут превышать норму. Впрочем, и от обычной на первый взгляд фуры можно ждать сюрпризов: зная, что проверяется нагрузка на ось, хозяева при погрузке пытаются маневрировать с грузом. Такие хитрости оборачиваются против них же – неправильно размещенный груз смещается, ось перегружается и достается уже и дороге, и машине.

На сегодня в крае действуют три передвижных пункта весового контроля. За 2014 год, в том числе и с помощью ППВК, выявлено около 1300 нарушений при перевозке тяжеловесных грузов. Кстати, уже сейчас в России разрабатываются автоматические системы, которые позволяют производить весовой контроль не останавливая грузовики.

Фоторепортаж