Вячеслав Химочка рассказал о перспективах машиностроительной отрасли Алтайского края

08:43, 24 сентября 2023г, Экономика 764


Фото: Олег Богданов
Фото: Олег Богданов

В канун Дня машиностроителя интервью «Алтайской правде» дал временно исполняющий обязанности министра промышленности и энергетики Алтайского края Вячеслав Химочка. Он рассказал о структуре и развитии этой отрасли в нашем регионе в прошлом и нынешнем году. В том числе о ее военной составляющей.

Солидная доля

– Вячеслав Сергеевич, что из себя представляет машиностроительный блок Алтайского края? Какая доля промышленного производства приходится на него от общекраевой?

– Машиностроение – одна из самых крупных сфер промышленности региона, насчитывающая более ста предприятий. В совокупности они выпускают около четверти всей продукции нашей обрабатывающей промышленности.

В целом предприятиями обрабатывающих отраслей за январь – июль 2023 года было отгружено изделий на сумму свыше 317 млрд рублей, в том числе предприятиями машиностроения – свыше 80 млрд.

Флагманом этого сегмента промышленности края является вагоностроение. Крупнейшее предприятие здесь АО «Алтайвагон». АО «Барнаульский вагоноремонтный завод» – ведущая компания страны в сфере капитального ремонта грузовых вагонов и производства вагонов-хопперов.

Традиционно сильные позиции Алтайский край занимает в энергомашиностроении. Отрасль представлена такими крупными предприятиями как «Сибэнергомаш-БКЗ», Бийский котельный завод, ПО «Межрегионэнергосервис», «Редукционно-охладительные установки», «Алттранс» и другими.

Успешно функционируют и развиваются предприятия, специализирующиеся на выпуске дизельных двигателей и топливных систем – «Барнаултрансмаш» и Алтайский завод прецизионных изделий. Сегодня АЗПИ входит в пятерку мировых лидеров среди производителей топливной аппаратуры. В январе – августе нынешнего года это предприятие увеличило выпуск продукции на 30% к аналогичному периоду 2022 года в сопоставимых ценах.

Среднемесячная заработная плата в машиностроении растет опережающими темпами и за январь – июнь 2023 года составила более 53 тыс. рублей. Прирост к аналогичному периоду 2022 года – более 36%.

Фото: Олег Богданов фото
Фото: Олег Богданов

Специзделий всё больше и больше

– Как сегодня работают предприятия, входящие в военно-промышленный комплекс?

– Я бы сказал, что работают стабильно, наращивая объемы производства. Ключевые предприятия отрасли с начала 2022 года увеличили выпуск в 1,5 раза, а по наиболее востребованным видам специзделий – в 3–4 раза.

Такая динамика обеспечена за счет создания новых рабочих мест на предприятиях отрасли. За последний год численность работающих на них увеличилась более чем на 2,5 тыс. человек.

– Какова на сегодняшний день ситуация на Барнаульском станкостроительном заводе? На «Барнаултрансмаше», «Роторе»?

– Все перечисленные предприятия продолжают выпуск традиционной продукции и развивают новые направления. Например, завод «Ротор» выпускает различные механические и электронные узлы и элементы, которые используются в авиастроении, судостроении. Также предприятие развивает выпуск изделий для космической отрасли.

Холдинг «Барнаульский станкостроительный завод» в настоящее время переориентировал поставки основной продукции на внутренний рынок, расширил номенклатуру спортивных и охотничьих патронов, в том числе иностранных аналогов. Также предприятие этого холдинга – «Алтайталь» – продолжает экспортные поставки и отгрузки на внутренний рынок электрических канатных и других видов талей.

«Барнаултрансмаш» наращивает объемы производства дизельных двигателей. Предприятие активно набирает новых сотрудников, расширяет станочный парк, запускает новые программы социальной поддержки своих работников.

Проекты будущего

– Есть ли перспективы развития нашей машиностроительной отрасли?

– Большинство предприятий машиностроения работает с высоким уровнем загрузки, расширяет производственные мощности, налаживает выпуск новых видов изделий. Из ключевых проектов развития можно выделить следующие. АЗПИ планирует увеличить объем производства полнокомплектных топливных систем типа Common Rail для дизельных двигателей КамАЗ. Предприятие поддержал Фонд развития промышленности в виде льготного займа в размере 1,2 млрд рублей. Общая стоимость проекта оценивается в сумму более 3 млрд рублей.

«Алтайские лесные машины» собираются расширять технологические возможности выпуска машин и повышать уровень их локализации. Общая стоимость проекта оценивается в 2,9 млрд рублей, из которых 1,4 млрд направят на строительство новых корпусов, 1,5 млрд рублей вложат в оборудование.

В Барнауле будет создан промышленный технопарк «Компонент» при финансовой поддержке Минэкономразвития России и Правительства Алтайского края на условиях частно-государственного партнерства общей стоимостью более 700 млн рублей.

Фоторепортаж