Алтайские перевозчики обсудили, нужны ли тахографы и «Платон»

15:00, 24 декабря 2015г, Общество 1894


1
1

Фото Сергей БАШЛЫЧЕВ

Участники секции, посвященной вопросам государственного регулирования предпринимательской деятельности, успели обсудить четыре темы – четыре системы контроля.

Тахографы

О необходимости установки на автомобили самописцев, контролирующих режим работы водителей, правительство ведет речь третий год. Мало кто сомневается в полезности этого устройства, но смущают затраты на его приобретение и установку. Они находятся в интервале 35-45 тыс. рублей. Получается довольно накладно эту штуковину устанавливать на каждый колхозный «газик», который стоит те же 40 тысяч.

– Часто фермер нанимает на уборку урожая владельца грузовика. Тот доволен, что получил работу хоть на несколько недель. Но все заработанные за сезон деньги он вынужден потратить на тахограф, – рассуждает Александр Вайс, исполнительный директор Союза крестьянских (фермерских) формирований Алтайского края.

Мало того, тахографы несовместимы со старыми машинами, так как у них нет бортового компьютера, уточняет Александр Демин, директор компании «Агро-Стандарт» и депутат краевого Законодательного Собрания.

Демин и Вайс в течение нескольких месяцев пытались доказать свою правоту, направляя письма в разные федеральные министерства и ведомства. В них они просили отменить установку тахографов для машин,  уже работающих в сельском хозяйстве.

В ФСБ, Минсельхозе и Минэкономразвития согласились с их аргументами, а Минпромторг и Минтранс не поддержали просителей. В МВД отказали на том основании, что не видят критериев, с помощью которых можно определить принадлежность автомобиля к сельскому хозяйству. Между тем правительством уже принят льготный список, который освобождает от тахографов. В него, в частности, входят малые и школьные автобусы, бетоновозы, автокраны, транспорт для коммунальных нужд и для обслуживания нефтяных и газовых скважин.

В ходе дискуссии один из участников секции сообщил, что президент Владимир Путин недавно дал поручение правительству до 1 февраля 2016 года принять меры, чтобы сельхозпроизводителей освободить от установки тахографов на существующие автомобили, поэтому полицейские не должны наказывать владельцев таких машин за отсутствие самописцев. Тем не менее в Алтайском крае уже есть случаи, когда инспектор ГИБДД за отсутствие тахографа выписал штраф в размере 50 тыс. рублей водителю грузовика, перевозившему корма.

В итоге ведущий секцию начальник краевого управления по развитию предпринимательства и рыночной инфраструктуры Евгений Дешевых предложил перенести обсуждение этой темы на начало февраля, чтобы выработать принципы идентификации техники, которая должна исключаться из общего списка, уточнить перечень машин по отраслям, категориям и возрасту. 

– И прошу контрольно-надзорные органы вести себя помягче с водителями во время сезонных сельхозработ. Надо понимать, что мы все работаем на экономику края, – напомнил Евгений Дешевых.

«Платон»

Другая система, вызывающая недовольство части автоперевозчиков, – «Платон» – появилась в этом году. Она предназначена для отслеживания движения автомобилей весом более 12 тонн по федеральным дорогам, чтобы в соответствии с пробегом взимать плату в федеральный бюджет. Причем изначально деньги предполагалось брать авансом.

По мнению гендиректора транспортной компании «Импокар» Дмитрия Балобина, предложенная правительством плата за километр пробега слишком высокая. На фоне роста затрат на запчасти, топливо и снижения тарифа на перевозки из-за высокой конкуренции новые сборы делают автоперевозки убыточными.

– За моей спиной коллектив из 160 сотрудников, и у всех семьи, обязательства, кредиты… Плата три рубля за километр ставит передо мной вопрос о банкротстве предприятия, – сказал Дмитрий Балобин.

В ответ начальник управления по транспорту и дорожному хозяйству Главстроя края Дмитрий Коровин напомнил о последних решениях правительства. Они предусматривают введение оплаты уже после проезда и отмену транспортного налога для большегрузов. Возможно, это несколько подсластит автоперевозчикам горечь от введения «Платона».

Вкусно и безопасно

НАССР. Под этой иностранной аббревиатурой понимается система менеджмента безопасности пищевой продукции, которая пришла к нам из-за границы и стала обязательной на территории Таможенного союза с 1 февраля 2015 года. Эта система обеспечивает контроль в любой точке процесса производства, хранения и реализации продукции, где могут возникнуть опасные ситуации. Жизнь заставляет внедрять систему и потому, что магазины неохотно приобретают у пищевиков товар, если он не произведен с учетом системы менеджмента безопасности. А уж за границей его и подавно не продать.

Представитель краевого управления Роспотребнадзора Ольга Бархатова напомнила присутствующим, что переходный период закончился и ее ведомство в случае жалоб на качество продуктов питания организует внеплановую проверку и выяснит наличие НАССР. Если систему не обнаружит, то предприятие получит штраф.

По информации председателя правления НП «Мясной союз Алтая» Ивана Яшкина, более 60% мясопереработчиков края имеют эту систему или на пути к ней. Работа продолжается, но предпринимателям не хватает средств, так как внедрение системы связано с модернизацией, установкой нового оборудования. Например, у фирмы «Пятачок» на это ушло более миллиона рублей. Тут Евгений Дешевых напомнил, что краевые власти могут компенсировать до половины затрат, связанных с приобретением нового оборудования.

Помимо затрат предпринимателям требуется информация о фирмах, которые могут качественно внедрить систему. В настоящее время на рынке таких услуг много шарлатанов.

На что начальник отдела управления Алтайского края по пищевой, перерабатывающей, фармацевтической промышленности и биотехнологиям Ирина Попова сказала, что ее ведомство готово на постоянной основе проводить бесплатные семинары по внедрению системы.

Плюсы и минусы

ЕГАИС – это единая государственная автоматизированная информационная система. Она контролирует движение алкогольной продукции от производства до прилавка с целью исключения продажи подделок. Система действует с 2006 года для экспортеров. А с 30 июня этого года вступил в силу федеральный закон, который расширил действие закона на оптовиков, розницу и производителей пива. По закону о регулировании алкогольного рынка электронный учет алкоголя в рознице начнется 1 июля 2016 г. в городских поселениях и с 1 июля 2017 г. – в сельских с населением свыше 3000 жителей (таких в Алтайском крае 649. – Ред.). Росалкогольрегулирование отчиталось об успешном тестировании ЕГАИС в рознице и ее готовности к запуску. По расчетам ведомства, на оснащение одного рабочего места нужен самый простой компьютер и минимальный набор оборудования стоимостью 16 тыс. руб.

Между тем рядовые участники рынка недовольны. По словам родинского предпринимателя Алексея Кривенко, из 10 его магазинов с ЕГАИС могут работать только четыре, в остальных нет возможности подключить Интернет для передачи данных.

– Иткульский спиртзавод закрывает торговые отделы, не желая работать с мелкими оптовиками, им проще теперь реализовывать водку в крупные сети, – сообщил Алексей Кривенко.

На засилье торговых сетей жаловался предприниматель из Ярового Сергей Соколов, попутно переведя разговор в другое русло:

– В легальном обороте, по статистике, реализуется только 3% контрафактного алкоголя. Но никто не ведет борьбу с нелегальными торговцами водки.

– Всегда бьют тех, кто старается быть честным, – поддержал коллегу Александр Данилов из Рубцовска.

На это Евгений Дешевых посоветовал предпринимателям сообщать о нелегалах.

– А мы будем передавать эту информацию в правоохранительные органы, – пообещал начальник управления.

Несколько успокоило предпринимателей известие, что накануне краевые депутаты приняли закон, согласно которому в селах с численностью менее 3 тыс. человек ЕГАИС вводить не будут. А к таким в крае относится 649 населенных пунктов.

Фоторепортаж