На реке Чарыш в Алтайском крае ведут строительство нового моста

11:52, 24 февраля 2016г, Общество 1839


1
1

Фото Евгений НАЛИМОВ

На реке Чарыш на границе с Тигирекским заповедником в нескольких километрах от села Чинета развернулось строительство нового моста.

Большегрузы не пройдут

Мост должен связать маленькие деревушки вроде Генералки и Усть-Чагырки, в которых проживает всего около 700 человек,  с районным центром, кроме того, он замкнет «Большое Золотое кольцо Алтая» и наладит доступ туристов в уникальную зону края.

Еще на подъездах к месту, где идет стройка, открывается прекрасный вид на горную цепь. Вдалеке пасутся дикие козы, заслышав шум автомобильного мотора, они поднимают голову и, поняв, что опасность им не грозит, снова продолжают неторопливо жевать прошлогоднюю траву.

– Мы их тут часто видим, – говорит начальник отдела мостов КГКУ «Алтайавтодор» Андрей Лавренов и ведет нас на нужный участок Чарыша. По старому подвесному мосту, который находится совсем рядом с новым объектом, время от времени проезжают легковушки. Его построили в 1970 годы, а до этого народ вместе с грузами вообще на пароме переправлялся.

По словам главы администрации Чинетинского сельсовета Анатолия Гудимова, новый мост сельчанам жизненно необходим:

– Подвесной мост много раз рвался, последний раз в ноябре 2015 года. Дело в том, что он может выдержать всего 5 тонн. Зимой КамАЗы с углем останавливаются у моста, а дальше отказываются ехать. Мы перегружаем его в более легкий транспорт и перевозим. Такие проблемы всю зиму. Однажды был серьезный инцидент, шел КамАЗ с углем, решил проехать через мост, только начал на него забираться – и сразу же его порвал, при этом сам чуть в реку не улетел. Будем надеяться, что новый мост решит проблему сообщения сел, а также будет способствовать увеличению туристического потока. Места у нас красивые, и туристов есть чем удивить. Я был в Горном Алтае, так у нас лучше.

– А в заповедные места туристов разве пустят?

– Заповедная зона, которая не предполагает массового туризма, – это небольшая полоса, проходящая по горе Чайной по направлению к Змеиногорскому району, в остальные места доступ свободный.

Железная рубашка

Подготовительные работы по возведению нового объекта начались с января, предпринимали меры безопасности, чтобы шестидесятитонная буровая установка и прочая техника не потонули. Чарыш в этом месте никогда до конца не замерзает, все время сохраняется посередине небольшая проталинка, вот и пришлось наморозить лед – 2 метра в глубину, чтобы уж наверняка. Когда мы подъехали, буровая уже стояла на другом берегу, благополучно справившись с первым переездом через реку, начался процесс вбивания свай.

– Сначала установка бурит 26 метров в глубину, затем в отверстие опускаются опорные трубы, в них каркасы, которые затем бетонируются. Получится бетонная опора в металлической рубашке. Трудности работ в том, что бетон должен быть разогретым, поэтому мы можем бетонировать только при температуре не ниже минус 15 градусов, – поясняет начальник отдела мостов КГКУ «Алтайавтодор» Андрей Лавренов.

Есть и другие нюансы работы в данной местности. По мнению прораба буровой установки Михаила Найданова, близость гор вносит свои коррективы:

– Грунты здесь тяжелые, валуны препятствуют быстрому бурению. На одну скважину уходит больше суток, а при обычных условиях мы бы потратили часов 8-10.

После того как закончат вбивать сваи на берегу, буровая должна будет переместиться на лед.

– Я работаю в бригаде с 2010 года и не припомню, чтобы мы бурили со льда. Риск есть, если лед будет трещать, отцепимся и уедем. Трудозатраты, конечно, возрастут, нужно будет забирать воду в трубы и тогда уже вбивать сваи. Так что самое главное – успеть прошагать по льду, пока он не истончился, – считает прораб.

Торопятся строители, работают в три смены еще и потому, что хотят успеть возвести опоры и смонтировать пролетные строения до паводка. После схода воды сделают подъездные пути и достроят мост.

Новая конструкция будет состоять из четырех металлических пролетов, по 33 метра каждый, и деревянного перекрытия. Общая длина составит 138 метров, а длина подходов к мосту – 920 метров. На его строительство выделено из краевого бюджета 180 миллионов рублей. Планируется, что он будет готов в 2017 году. В отличие от старого подвесного новый выдержит нагрузку в 80 тонн.

В комфортных условиях

Самого моста еще не видно, зато заметно, как обустроились рабочие. Цепь из ярко-синих вагончиков образует полукруг – строительный поселок на колесах. Конкурс на строительство объекта выиграло ООО «Альянс». Строительная организация приехала на место сразу со спецвагончиками. Люди живут в тепле, комфорте, электроэнергия запитана от стационарной станции. Рядом с незамерзающей протокой баня, а чуть поодаль в отдельном вагончике кухня, куда нас приглашают на обед. За застольной беседой мы узнаем, что основную провизию раз в 15 дней доставляют строителям из Барнаула, а часть закупают у местного населения, которое живет доходами с частных подворий. После работы на свежем воздухе простая еда кажется особенно вкусной. Услышав, как мы расхваливаем поварих, один из строителей с удовольствием произносит:

– У нас тут как дома. Любое блюдо коронное.

– Юля – наша любимица! – восклицает другой рабочий, указывая на главную по тарелочкам. Она, как и вся бригада, работает вахтовым способом.

– Мальчишки позвали, вот и поехала. Меня дома ничего не держит, дети взрослые уже. Третий год здесь работаю, привыкла уже. Когда захочу, к себе в Рубцовку уезжаю, напарница подменяет, – рассказывает повариха.

Народ в бригаде не только приезжий, местного населения здесь не так уж и мало, 10 человек приняты разнорабочими с окрестных сел.

Владимир Трусов приехал на объект из села Маралиха:

– В колхозе мало получал, так я сюда подрядился подзаработать, платят тысячу рублей в день. Договор со мной на год заключили, а там видно будет. На работу и с работы приезжаю на своей машине, бензин оплачивает строительная организация. Желающих поработать на стройке среди местных много, обещали, что еще будут набирать. Я планирую и на других объектах вместе с этими строителями поработать, это же не единственный мост в крае.

При всех плюсах: чистый воздух, питание, заработок – есть и минусы – сотовая связь и Интернет отсутствуют.

– Обещают связь провести, да все никак, это ж бизнес – вздыхает Анатолий Гудимов.

Будем надеяться, что после возведения нового моста синие вагончики отправятся на новый строительный объект, а жизнь в этой местности оживится.

Фоторепортаж