В селе Верх-Жилино Косихинского района началось строительство новой дороги

11:10, 09 августа 2022г, Транспорт 752


В селе Верх-Жилино Косихинского района началось строительство новой дороги Фото №1

Проезжую часть затапливало и заносило снегом последние 30 лет. Но уже через три месяца проблемный участок закатают в асфальт, сделают водоотведение, а по бокам установят фонари.

Болотники и лыжи

Анна Турецких с детства живет в селе Верх-Жилино. Она работала учителем в местной школе, а год назад вышла на пенсию. Женщина признается, что знает всех односельчан, понимает их нужды и беды. И главной проблемой небольшого населенного пункта, по словам пенсионерки, много лет была дорога в центре села.

Каждую весну и осень проезжая часть уходила под воду. Тогда на несколько месяцев сельчане переобувались в резиновые сапоги и болотники. Иначе со двора не выйти! Жители села вспоминают: воды бывало настолько много, что вдоль дороги можно было плавать на лодке. Одним паводком проблемы не заканчивались.

– Зимой заносы такие высокие, что приходится менять болотники на лыжи, – вздыхает Турецких. – Мы с коллегами купили одни лыжи на троих. Поднимались по очереди по сугробу в горку, перекидывали учебники и тетрадки друг другу. Так и жили много лет. Я уж и не надеялась, что смогу прогуляться в туфлях по асфальтированной, ровной, а главное – сухой дороге…

Затопленный участок доставлял проблемы и жителям соседних улиц. Других путей добраться до школы и администрации нет, поэтому во время паводка парализовало движение во всем селе.

– Люди до работы «доплывали» с большим трудом, а детям приходилось пропускать школу. Иногда подвозили ребятишек на тракторе, но чаще на несколько дней объявляли внеплановые каникулы, – рассказывает глава Верх-Жилинского сельсовета Раиса Кучерова. – Дома и огороды не затапливало, бог миловал. Но неприятностей и без этого хватало. На одном из участков расположен мост. Он настолько ветхий, что, когда по нему проходил большегруз, все боялись, как бы он не оказался последним. Ездили на свой страх и риск.

Периодически мост пытались чинить, а дорогу отсыпали песком и золой. Но своими силами решить эту проблему было невозможно.

Несколько лет назад в селе открылся животноводческий комплекс группы компаний «Союз». Предприятие выращивает крупный рогатый скот, птицу и овец, реализует мясо. Теперь на полях хозяйства растут корма и зерновые культуры, а по проблемной дороге ходят не только сельчане, но и тяжелая техника. Поэтому объекту требовалось внимание как с социальной точки зрения, так и с экономической.

Гладко, прочно, сухо

В этом году центральная дорога в селе Верх-Жилино попала в федеральную программу «Комплексное развитие сельских территорий». Из федерального бюджета было выделено более 130 миллионов рублей, которые пойдут на строительство двух километров автодороги и возведение новой 19-метровой переправы.

Подрядчик завершил земельные работы, за исключением территории рядом со строящимся мостом. На всей протяженности новой дороги уже отсыпан щебеночно-песчаный слой, проложено полкилометра первого слоя асфальтобетона.

– С асфальтом закончим в этом месяце. Потом основные силы будут отправлены на мост. Сейчас на объекте работают 15 единиц техники и 35 человек. Бригада приехала в село на вахту, поэтому строительство ведется с утра до вечера, – сообщил заместитель начальника Южного ДСУ Дмитрий Фоменко.

Во время паводка любая дорога может превращаться в дамбу. Поэтому вдоль улицы будут смонтированы 17 пандусов, предназначенных для водоотведения. К некоторым домам обустроят съезды. Также на объекте установят освещение, барьерные ограждения, построят пешеходную зону. Работы планируется завершить в октябре. По словам подрядчика, погода может внести свои коррективы, но пока серьезных отставаний от графика нет. Сегодня объект готов на 40%.

– Ребята работают с утра до ночи. Нам они не мешают, мы только рады такому соседству. Уже небольшой кусочек асфальта положили. Так мы теперь с соседкой туфли наденем да гуляем по дороге вечером. На этой неделе у меня юбилей – 70 лет. И на него я получила самый лучший и долгожданный подарок, – радуется Анна Турецких.

Один из пяти

Государственная программа «Комплексное развитие сельских территорий» реализуется в Алтайском крае с 2020 года. В текущем строительном сезоне план включил
7,7 километра дорог. Работы пройдут в Алейском, Алтайском, Косихинском, Романовском и Троицком районах. Там будет проложен асфальт до сельскохозяйственных учреждений, а на некоторых объектах, как в селе Верх-Жилино, заменят мост.

– Работы на всех пяти участках обойдутся в 424 миллиона рублей, это без учета стоимости проектирования. Средства выделяются из федерального и местного бюджетов, но из казны Алтайского края финансируется лишь 1% от необходимой суммы. Около 3% оплачивает руководство агропромышленных комплексов, к которым прокладывается новая дорога. Также фермеры как могут содействуют подрядчику: предоставляют земли для строительных городков, иногда помогают людьми. А взамен аграрии получают новую дорогу и целую технику, которая перестанет разрушаться на кочках и плавать во время паводка, – пояснил начальник строительного отдела КГКУ «Алтайавтодор» Сергей Рубаненко.

После завершения строительства по новому покрытию поедут фуры с продукцией предприятий и сельхозтехника. Высокая нагрузка на полотно заранее просчитана. Проектировщики изучали автопарк каждого агрокомплекса, исходя из мощностей которого определяли характеристики будущей дороги.

– Дорога в селе Верх-Жилино будет укреплена щебеночно-песчаным слоем толщиной 38 сантиметров. Сверху укладывается два слоя асфальтобетона. Получается мощная конструкция, которая выдержит современные нагрузки, – уверен Рубаненко. – Уже давно в проект любой дороги, возводимой хоть по нацпроекту, хоть за счет средств местного бюджета, закладывается необходимая прочность покрытия. Потому что тот же комбайн или грузовик с зерном поедет не только по муниципальным улицам, но и по федеральным трассам.

Фоторепортаж