В правительстве России разрабатывают меры по стабилизации цен на яйца

10:41, 14 ноября 2023г, Экономика 1541


Фото: freepik.com
Фото: freepik.com

Правительство РФ подготовило меры по стабилизации цен на куриные яйца. Профильным ведомствам поручено оценить обоснованность подорожания, возможность наращивания импорта, а также простимулировать бизнес заключать долгосрочные контракты.

За последние несколько недель яйца заметно подорожали сразу в нескольких десятках российских регионов. По данным Росстата, в октябре цена на этот товар поднялась на 13,1% по сравнению с сентябрем, а с начала года рост составил 18,6%. В частности, в Приморье торговые сети предлагают десяток яиц по цене 190 рублей, а на рынках домашние яйца могут стоить 200 рублей.

Как пишут «Известия», такой скачок цен связан с увеличением стоимости материально-технических ресурсов и их транспортировки за счет подорожания газомоторного топлива. Вместе с этим повышаются траты на обслуживание оборудования из-за удорожания материалов и запасных частей, а также растут расходы на доставку сборных грузов, ТО и ремонт автопарка.

Некоторые птицефабрики в начале ноября анонсировали рост цен на свою продукцию более чем на 20–25%. При этом само производство яиц в РФ растет – с января по сентябрь 2023 года на прилавки магазинов поставили 35,4 млрд штук, что на 2,6% больше, чем годом ранее.

Пока правительство предложила две меры борьбы с ценами. Первая – стимулировать производителей и торговые сети заключать долгосрочные контракты о поставках – это позволит обеспечить их прогнозируемые объемы и цены в рознице. Вторая инициатива – увеличение импорта яиц из стран ЕАЭС.

Участники рынка называют еще несколько факторов, влияющих на отпускные цены. Ключевой причиной считается смещение баланса спроса и предложения на рынке: при высоких ценах на мясо, в том числе и куриное, покупатели выбирают более доступный источник белка – яйца. Кроме того, динамика цен имеет сезонность: каждый год в осенние месяцы и перед пасхальными праздниками происходит увеличение стоимости, а к лету цены немного снижаются.

При этом эксперты отмечают, что ритейл добровольно на протяжении длительного времени ограничивает рост закупочных цен на социально значимые продукты, в том числе и яйца. Торговые сети до последнего прорабатывают с поставщиками каждый случай повышения цен и ищут возможности для его сглаживания. В любом случае в условиях давления проинфляционных факторов на всех участников цепочки ритейл не может нивелировать рост цен только за счет оптимизации собственных затрат в структуре наценки.

 
Фоторепортаж