В алтайском музее предложили взглянуть на русский портрет XIX века под необычным углом

07:50, 03 марта 2021г, Культура 665


В алтайском музее предложили взглянуть на русский портрет XIX века под необычным углом Фото №1

Фото Евгений НАЛИМОВ

Тяжелый бархат и шелк, роскошь фамильных драгоценностей и совершенно не приспособленная к северному климату мода: в Художественном музее предложили взглянуть на русский портрет XIX века под необычным углом.

Здесь проходит выставка «Модные акценты». В небольшой экспозиции – 20 шедевров Тропинина, Маковского, Макарова, Вуаля, Робертсон, Ромбауэра и других мастеров из коллекции ГХМАК. Многие из них мы по причине затянувшегося строительства основного музейного здания уже давненько не видели, а некоторые и вовсе никогда. Как, например, небольшой «Портрет дамы в синем платье» неизвестного художника первой половины XIX века.

Что блестит?

Кураторы выставки Светлана Артюхова и Наталья Гончарова замечают, что XIX век в России не зря называют веком портрета. Но если прежде музейные сотрудники обращали внимание своих зрителей на художников и их манеру письма, на духовный мир портретируемых, то этой зимой всем захотелось просто-напросто красоты: «Акцент мы делаем на том, что окружает человека, на мелочах, которые делают прекраснее его мир», – говорит Артюхова.

– Когда мы готовили выставочные планы на этот год, то решили учесть просьбы наших посетителей, – продолжает куратор. – Они часто говорили: «Вот на вашем сайте написано, что есть Коровин и классика русского искусства. Мы хотим ее видеть!» Но и мы сами, сотрудники, по ней соскучились. И придумали: а давайте покажем портреты через моду, аксессуары? Что это блестит, как называлось, почему так?

Светлана обращает наше внимание на фероньерки – золотые обручи или цепочки на голову с драгоценными камнями. Такими украшениями могут похвастаться сразу несколько изображенных дам – это был модный аксессуар. И очень дорогой.

Неизвестная, изображенная в конце XVIII века Жаном-Луи Вуалем (потомственным художником родом из Парижа, придворным живописцем Павла I), накинула на плечи воздушную косынку, коих в ту эпоху было множество разных видов. А модница княгиня Голицына с портрета Франца Рисса (1835–1836) надела для позирования буквально «всё лучшее сразу»: тюрбан, массивный браслет, дорогую брошь, ту же фероньерку и даже меховое боа, которое дозволялось носить лишь дамам высшего света. И это если не обращать внимание на бордовое платье со сложными многослойными рукавами-буфами.

«В эпоху ампир, к которой относится «Портрет девушки» Яноша Ромбауэра 1819 года, мода играла с дамами злую шутку, – рассказывает Светлана Артюхова. – Корсеты тогда не носили, а чтобы подчеркнуть стройный стан, они мочили платья. И в нашем холодном климате многие после этого умирали от чахотки».

Красавцы и красавицы

– Обратите внимание, мы находимся в маленьком зале, и все портреты – камерные, небольшие. Но они притягивают взгляд. Когда заходишь в этот зал, все эмоции, которые ты испытывал по дороге сюда, исчезают, и ты попадаешь в совершенно нереальный мир этих красавиц, – говорит Светлана Артюхова.

Впрочем, не только красавиц.

– В то время и мужская мода не очень подходила для нашей северной страны: короткий фрак, цилиндр, в котором уши мерзнут, – говорит куратор. – Зато было целое искусство повязывать шейный платок. Вот перед нами портрет молодого франта, который уже поучаствовал в войне 1812 года – об этом свидетельствует орденская планочка на груди в виде сабельки. Он одет в сюртук и белоснежную сорочку. Внизу виднеется цветной жилет, сверху белый, а платок с острыми уголками повязан особым способом, чтобы стоячий воротничок упирался в подбородок.

На фоне строгих мужчин, одетых по моде первой половины XIX века, выделяется портрет неизвестного, написанный Маковским в 1891 году: расслабленная поза, свободный крой костюма, – мода стала более демократичной.

Этикетки к некоторым работам снабжены QR-кодами, которые выведут на страницу ГХМАК на izi.travel. На ней можно больше узнать и о художниках, и о судьбах портретируемых. Кстати, когда музей, наконец, переедет в свой просторный дом, большинство этих произведений снова включат в его постоянную экспозицию – правда, они будут перемежаться с пейзажами своей эпохи.

Анонимные мастера

Некоторые работы в экспозиции принадлежат «неизвестным мастерам». Мы спросили директора Художественного музея искусствоведа Инну Галкину о том, в чем ценность этих полотен:

– Это очень просто, в XVIII–XIX веках еще сохранялась традиция не подписывать свои работы, которая шла от древнерусского искусства. Даже такие мастера, как Левицкий и Боровиковский, и то делали это не всегда. Работы «неизвестных мастеров» есть в любом федеральном музее.

Дело еще в том, что Академия художеств ежегодно выпускала живописцев. Существовала градация: кто-то мог быть только внеклассным учителем рисования, то есть давать частные уроки, кто-то учителем классным. Если выпускник получал золотую медаль, как Карл Брюллов, он удостаивался заграничной командировки и статуса пенсионера Академии на несколько лет, то есть был творцом, которому общество доверяло писать крупные произведения. Но всё это были художники с академическим образованием, и средний уровень искусства был высоким. Так что эти работы тоже ценны и много говорят нам о том времени.

Фоторепортаж