В Художественный музей привезли керамические работы выдающегося уроженца Барнаула

16:40, 22 октября 2020г, Культура 942


В Художественный музей привезли керамические работы выдающегося уроженца Барнаула Фото №1
В Художественный музей привезли керамические работы выдающегося уроженца Барнаула Фото №2
В Художественный музей привезли керамические работы выдающегося уроженца Барнаула Миниатюра №3
В Художественный музей привезли керамические работы выдающегося уроженца Барнаула Миниатюра №3

Фото Олег БОГДАНОВ

В краевой Художественный музей прибыло 38 керамических работ выдающегося уроженца Барнаула – заслуженного художника России, академика Владимира Гориславцева.

Это декоративные вазы, блюда и объекты, объединенные двумя главными темами в его творчестве, – Алтай и Санкт-Петербург. Вместе с ранее приобретенными и подаренными 25 произведениями Владимира Николаевича они войдут в будущую постоянную экспозицию в строящемся здании ГХМАК. Директор Инна Галкина рассказывает:

– У нас возникла идея наряду с шедеврами из запасников показать еще и произведения наших земляков, которые достигли наибольших успехов. А это – члены Академии художеств Владимир Муратов, Вадим Иванкин, Виктор Калинин и Владимир Гориславцев. Например, по уникальным эскизам живописца Калинина сейчас на Колыванском камнерезном заводе уже изготавливают две флорентийские мозаики 4 х 5 метров. Они будут располагаться на парадной лестнице между первым и вторым этажом. И это невиданное дело, чтобы региональный художественный музей получил навечно работу своего земляка-академика. А у Гориславцева не меньшие заслуги перед отечественным искусством!

Будущий керамист Владимир Гориславцев родился в Барнауле в 1939 году. Посещал народную изостудию Алексея Иевлева при клубе завода «Трансмаш», поступил в Алма-Атинское художественное училище, затем – в Пензенское. В 1970 году он окончил факультет керамики и стекла Ленинградского высшего художественно-промышленного училища им. В. И. Мухиной и остался в Ленинграде. Уже в студенческие годы он стал постоянным участником всесоюзных и международных выставок керамики, конкурсов и симпозиумов.

Инна Галкина говорит, что художник был настоящим новатором как в системе росписи, так и в системе обжига. Работы мэтра хранятся в международных музеях керамики Италии и Франции, а также в музеях США, Швейцарии, Венгрии, Государственном Русском музее и других. «Когда в 2012 году началась реконструкция нашего здания, мы подумали: почему бы нам не посвятить ему целиком один из небольших залов?» – вспоминает директор ГХМАК.

Из уже имевшихся 25 работ художник подарил музею 20. Из нынешней большой партии передано в дар 7 произведений. Остальные же приобретены за счет средств на строительно-монтажные работы: как объясняют музейщики, они теперь принадлежность будущего здания (как и мозаики Калинина), то есть будут укреплены на стенах.

Что касается новых поступлений, то, по словам главного хранителя ГХМАК Сергея Глуховских, эти работы охватывают огромный период творчества художника – с 1976 по 2000 год. Специалист обращает наше внимание на ряд уникальных предметов, в частности вазы, состоящие из трех-четырех частей, серию объектов, посвященных питерским окнам, декоративные композиции «Невский порт» или автопортрет художника в композиции «Зеркало».

Как объяснял сам Владимир Гориславцев, керамику расписывают солями тяжелых металлов и эта работа делается практически вслепую. Ведь соли «похожи на бледный раствор марганцовочки». Лишь после второго обжига с глазурью вспыхивает цвет – но, если художник промахнулся, исправить уже ничего нельзя. И чтобы создавать столь утонченные работы, нужно безукоризненно соблюдать технологию.

Фоторепортаж