В Алтайском крае идет поиск родственников летчиков, разбившихся 70 лет назад

19:44, 08 июля 2022г, Общество 693


В  Алтайском крае идет поиск родственников летчиков, разбившихся 70 лет назад Фото №1
В  Алтайском крае идет поиск родственников летчиков, разбившихся 70 лет назад Фото №2
В  Алтайском крае идет поиск родственников летчиков, разбившихся 70 лет назад Фото №3
В  Алтайском крае идет поиск родственников летчиков, разбившихся 70 лет назад Миниатюра №4
В  Алтайском крае идет поиск родственников летчиков, разбившихся 70 лет назад Миниатюра №4
В  Алтайском крае идет поиск родственников летчиков, разбившихся 70 лет назад Миниатюра №4

Приморские поисковики нашли место падения советского стратегического бомбардировщика Ту-4, разбившегося почти 70 лет назад. Сейчас идет поиск родственников погибших авиаторов, в том числе и в Алтайском крае.

Стальной бык

Бомбардировщик Ту-4 был первым и некоторое время единственным советским самолетом, способным нести атомную бомбу на борту. Причем его разработка (а точнее, почти полное копирование американского бомбардировщика B-29) началась сразу после Великой Отечественной войны, когда у СССР еще не было атомного оружия. В натовской кодификации Ту-4 получил название «Бык».

Сроки создания самолета были очень короткими. При этом проект, запущенный по личному указанию Сталина, курировал Берия. Отсюда неизбежные поломки и катастрофы этих бомбардировщиков, уже выпущенных в серию. В частности, на Ту-4 горели или отказывали двигатели. Только в 1950–1951 годах в дальней авиации произошло 34 случая разрушения выхлопных коллекторов моторов, и это был далеко не единственный вид аварий. Именно возгорание мотора и стало причиной трагедии, произошедшей в 1953 году с бомбардировщиком, найденным приморскими поисковиками.

Последний вылет

18 августа 1953 года экипаж Ту-4 майора Николая Фёдорова из эскадрильи 444-го тяжелого бомбардировочного авиационного полка совершал плановый учебный полет с задачей отбомбиться на нескольких полигонах. Полет выполнялся ночью в сложных метеоусловиях. Весь экипаж – молодые, но кадровые военные, многие из которых прошли Великую Отечественную войну. Например, начальник воздушно-огневой службы самолета Николай Рублёв (родом с Урала) во время войны летал на ленд-лизовском бомбардировщике B-25, участвовал в штурме Будапешта. А вот командир корабля – наш земляк из Чарышского района Виктор Хатников на фронт не попал, но имел за плечами хороший летный опыт.

По иронии судьбы 18 августа праздновался День Воздушного флота СССР. И еще одно странное стечение обстоятельств: в этом злополучном полете за штурвалом должен был находиться Василий Бенюх, но перед самым вылетом его заменили Виктором Хатниковым. Как вспоминала супруга Василия Бенюха, Хатникову нужно было увеличить налет часов в сложных метеоусловиях. Кроме того, офицер уже собирался в отпуск и торопился завершить дела.

Первая часть полета прошла в штатном режиме. Летчики благополучно отбомбились по полигонам и уже возвращались обратно, когда в 21.30 загорелся один из двигателей. Пламя сбить не удалось, самолет стал неуправляемым, и огромная машина устремилась к земле…

По словам одного из выживших в том полете, штурмана-бомбардира Ивана Гордеева, майор Фёдоров отдал команду покинуть корабль, но большая часть экипажа, находившаяся в среднем и заднем гермоотсеках, ее попросту не услышала – вышло из строя переговорное устройство. Потому уже падающий самолет покинули только пять человек, включая и самого командира экипажа. Виктор Хатников оставался за штурвалом до последней секунды, пытаясь спасти бомбардировщик.

В отвесном пикировании, с воющими двигателями Ту-4 врезался в болото. Удар был таким сильным, что хвост самолета отбросило на 70 метров от места падения, а один из моторов ушел на глубину свыше 6 метров. Кстати, он и позволил много лет спустя расшифровать судьбу самолета: номер двигателя – как паспорт для человека, сразу дает всю информацию о воздушном судне. Два дня горели обломки бомбардировщика… Представители части прибыли на место катастрофы, забрали оставшихся в живых летчиков и… уехали.

Через несколько дней, 22 августа, командование полка провело «захоронение» авиаторов в поселке Воздвиженка. На церемонии присутствовали и родственники, в том числе мать Виктора Хатникова. Вскоре над братской могилой был установлен памятник. И лишь немногие знали, что в гробы положили землю и вещи, а погибшие летчики остались там, где закончился их полет…

Помоги, брат, подняться с земли…

Солнечным осенним днем 2021 года поисковики объединения «АвиаПоиск» пришли на место трагедии, произошедшей почти 70 лет назад. Под желтой листвой, ковром устлавшей землю у подножия деревьев, угадывалось место падения советского бомбардировщика – 50-тонная машина оставила после себя огромную воронку.

Глубина залегания фрагментов была такой, что пришлось пользоваться экскаватором, с помощью которого извлекали наиболее крупные фрагменты. Трещала помпа, откачивая воду, беспрестанно заполнявшую раскоп. Тяжелая болотистая почва, чавкая под сапогами и лопатами, неохотно расставалась с обломками стального гиганта и членами его экипажа.

Поисковики скрупулезно исследовали грунт, стараясь не пропустить ничего. И вот на глубине 2,5 метра был найден первый из них – штурман-оператор Абрам Годин (родом из Днепропетровска). Старший лейтенант лежал среди обломков радиолокационной станции «Кобальт» с кислородной маской, в брюках, сапогах и кожаной куртке…

Чуть позже в бензиново-масляной жиже вперемешку с болотистым грунтом, среди спрессованного железа были найдены останки других летчиков. Среди парашютов, фрагментов снаряжения и обрывков документов сохранились портсигар с гильзами папирос и… фотография. Эта находка, пожалуй, больше всего удивила и впечатлила поисковиков. С довольно хорошо сохранившегося снимка, сделанного 70 лет назад, смотрел на наших современников молодой летчик: строго очерченные губы, тонкие черты лица, элегантная стрижка по моде 50-х. Он был намного старше тех, кто нашел его, но в то же время навеки остался гораздо младше…

«Это непередаваемое ощущение, когда можно увидеть лица тех погибших воинов, которых мы только что подняли! И увидеть их не на фотографиях из семейных архивов родных, а в их же документах, которые были с ними в последнем полете», – поделился впечатлением командир объединения «АвиаПоиск» Ярослав Ливанский.

Сейчас поисковики ищут родственников погибших летчиков, чтобы сообщить об их судьбе, и готовят церемонию теперь уже настоящего захоронения останков авиаторов. Родственники Виктора Хатникова найдены алтайскими поисковиками. Родных еще двух наших земляков, Георгия Петровского из Бийска и Владислава Стручкова из Акутихи, еще предстоит разыскать.

Полный список членов экипажа бомбардировщика Ту-4 из 444-го тяжелого бомбардировочного авиаполка, погибших 18 августа 1953 года:

– Хатников Виктор Никонорович, командир корабля, старший лейтенант (с. Усть-Чагырка, Чарышский (ныне Краснощёковский) район, Алтайский край);

– Годин Абрам Владимирович, штурман-оператор корабля, старший лейтенант (г. Днепропетровск, Украинская ССР);

– Рублёв Николай Алексеевич (Александрович), начальник воздушно-огневой службы, младший лейтенант (г. Верхнеуральск, Челябинская область);

– Луптаков Василий Филиппович (Фёдорович), старший воздушный радист, старший сержант сверхсрочной службы (с. Большая Борла, Тереньгульский район, Ульяновская область);

– Петровский Георгий Николаевич, старший воздушный стрелок, младший сержант (г. Бийск, Алтайский край);

– Стручков Владислав Павлович, старший воздушный стрелок, младший сержант (с. Акутиха, Быстроистокский район, Алтайский край);

– Новосёлов Николай Дмитриевич, старший воздушный стрелок, младший сержант (Гостовский с/с Шабалинского района, Кировская область).

Дмитрий Вейн

 
Фоторепортаж