Учитель, в котором ученики души не чают, развеяла мифы о детях

16:00, 08 марта 2020г, Образование 15626


1
1

Фото Олег БОГДАНОВ

Победитель краевого конкурса «Лучший мобильный педагог» Оксана Мурзинцева из Косихи – то самое «женское лицо школы», если следовать общественному штампу. Сегодня есть повод заметить, как оно прекрасно.

Разговор по душам

Учитель, в котором ученики души не чают, – это она, Мурзинцева. Общий педстаж – 27 лет, 23 из них учительствует в Косихе. В школу пришла работать в начале 90-х студенткой 2-го курса пединститута. Пережив с ней все трансформации общественного сознания, признается: самой большой любовью ее жизни были и остаются дети. Непростые, неусидчивые, невнимательные, предпочитающие живой книге гаджеты…

– Оксана Федоровна, первый и главный вопрос – как учить литературе нечитающее поколение?

– Это миф, что дети не читают. Именно ребятишки открывают для меня книжные новинки, о которых я раньше не знала. Но вы правы, если в семье нет привычки читать, то ребенку негде ее взять, только в школе. Для таких случаев есть у меня весьма действенный метод «паровоза». Разбор произведения на уроке всегда интереснейший разговор. Тому, кто не читал, обидно оставаться в стороне. И они берут в руки книгу – сами, по доброй воле, наверстывают упущенное.

– Надо сильно зацепить подростка, чтобы он решился разрушить свои прежние нигилистические установки…

– Я говорю детям, что есть разные учебники – по физике, химии, пчеловодству или архитектуре. А литература – вся она о жизни, о любви. Взрослея, подросток остро переживает конфликты с родителями, первую любовь, недооцененность со стороны ровесников. И думает, что никто никогда не переживал ничего подобного. Начинает читать, и – о, чудо! Оказывается, о том же самом давным-давно писали Пушкин, Тургенев, Толстой… Учителю остается лишь спроецировать эти вечные темы на нынешнее поколение. Читающие дети легче адаптируются в современном мире, реже совершают ошибки. Очень люблю говорить с ними о книгах, и не только из школьной программы. Потому что вижу перед собой интересных, вдумчивых собеседников.

Другими глазами

– Что самое сложное для вас, учителя словесности?

– Программа по литературе, которая не менялась уже лет двести. Надо знакомить ребят и с современными авторами, и с теми, которыми мы зачитывались в детстве, – с Гайдаром, Крапивиным, дарившими радость, возможную только в юности. Её нельзя упустить, но в рамках программы нет времени на «неглавное». Добираем внеурочными занятиями. Одна из новинок, которую мы недавно обсуждали с ребятами, – «Привет, давай поговорим». Её написала Шэрон Дрейпер, мама ребенка с ДЦП. История дружбы, предательства, доброты – она на любой возраст, на все времена. У детей есть потребность в таком разговоре. А у преподавателя словесных дисциплин – возможность выйти на уровень общения душ. Если есть окошко между уроками, они бегут ко мне в кабинет – поговорить. И для учителя это не менее важно, чем, скажем, проверить тетради.

– Есть ли эффективные способы обратить ребенка в книголюба?

– Их много. Создаем, например, 3D-тексты, коллажи, комиксы... Когда изучали «Муму» Тургенева, я попросила пятиклашек создать макет каморки, эскизы декораций. Отталкивались они от классического описания: «Герасим соорудил кровать из дубовых досок на четырёх чурбанах…», а во время защиты проектов всплыл диссонанс: получились-то современные интерьеры. Так впервые ребята обратили внимание на исторический аспект классики. Считаю, что визуальный контент необходимо использовать, если мы хотим, чтобы им было интересно.

– Но из школы они возвращаются домой. А там мама и папа по-прежнему считают, что чтение – это пустая трата времени… 

– Мы обсуждаем это на родительских собраниях. О чем говорят вечером со своим ребенком работающие родители? Что кушал, как дела в школе… Нам удобнее и спокойнее, когда он не пристает с вопросами, а молча смотрит в монитор. Решение главных проблем взросления подросток вынужден искать самостоятельно. Пройдет немного времени, и мама с папой будут удивляться, почему это выросшее чадо не пускает их в свою жизнь. А ребенок просто привык к тому, что самых близких людей в ней никогда и не было. Мой совет взрослым – обсуждайте с детьми прочитанное. Для многих это будет необычный эксперимент, но результаты, поверьте, вдохновят. Родители говорят, что другими глазами увидели своих детей, узнав их мысли и тревоги.

Дети. Не инопланетяне

– Как относитесь к лайт-версиям литературы, которые в изобилии предлагает сегодня кинематограф и Интернет?

– Все способы познания хороши. Можно от жизненного опыта к книге, можно наоборот. Лишь бы не потерять аудиторию читающих школьников. Не верьте, что когда-нибудь «будет одно сплошное телевидение». Книга останется с человеком. Надо только вовремя реагировать на запросы подростков. Мы, например, создаем с ними буктрейлеры, по сути авторские произведения по мотивам, в которых есть личное видение, эмоции, свобода выбора. Или возьмите конкурс «Живая классика». Заслушаться можно, как дети читают Сашу Чёрного, Олега Кургузова и даже сложные философские библейские сюжеты. Многие наши проекты начинались с так называемых лайт-версий. Так, моя ученица Саша Каркавина создала словарь топонимов Косихи, ныне педагоги и школьники используют его на уроках краеведения и во внеурочной деятельности. А на фестивале «КосмОдис» прошлой осенью ребята представили интерактивный социальный проект, буклет и карту с QR-кодами, позволяющими познакомиться с достопримечательностями сел Косихинского района, связанными с именами известных земляков -  Рождественского, Скурлатова, Топорова, Титова. Идея получила высокую оценку турагентства «Охота», проект – в онлайн-доступе. Туристы, планируя поездку на Алтай, могут ее изучить. Школьники сами готовили сюжеты, снимали видео, генерировали коды… Они умеют то, чего не могут подчас педагоги.

– То есть учитель не является более объективным и безоговорочным носителем знаний?

– Именно так. Трансформировались и задачи, стоящие перед ним. Вдохновить ребенка, мотивировать его на открытия – вот его миссия. Восхищаюсь современными детьми! С ними легко работается. Они не зашорены узкими рамками и готовы отстаивать свою точку зрения. Я учусь у них, они у меня, и каждый развивается по своей траектории.

– Вы – лучший мобильный педагог Алтая 2019 года. Что это такое?

– Этот проект – площадка профессионального роста прежде всего. Как его участница, я получила возможность учиться у лучших - Ирины Аняновой, Лилии Мухаметшиной, Виктории Шиманской. Мобильные педагоги (Мурзинцева сегодня единственная в Косихе. – Прим. авт.) подкачивают передовой опыт, везут его в свои школы, передают сельским коллегам.

– Учителя-стажисты часто называют нынешних продвинутых детей инопланетянами. Этот разрыв поколений преодолим?

– Да, если перестать их считать таковыми. Новые технологии не отменяют интереса к чтению. Лучшее, что мы можем сделать для наших ребятишек, – это принять новшества вслед за ними. У каждого времени они свои. Когда-то и телевидение считалось ужасно вредным, а сейчас невозможно представить наш мир без телекоммуникаций, без мессенджеров. К слову, мои дети разработали чат-бот, в котором собирают, структурируют и систематизируют информацию по темам. Так мы готовимся к экзаменам. Хотя да, наверное, проще войти в класс и сказать: «Откройте тетради…»

– За все время разговора вы ни разу не произнесли слов «буллинг», «конфликт». Отдельно взятую сельскую школу миновали проблемы, которые есть в других учебных заведениях?

– Мы же в селе живем, где все друг друга знают и каждый человек на виду. Учителя уважают, и он старается соответствовать. Ситуации, конечно, бывают всякие, но они решаемы, если не замалчивать, а обсуждать их с детьми, коллегами, мамами и папами.

Словарь «АП»

«КосмОдис» – открытый фестиваль школьных проектов, организуемый Алтайским институтом развития образования им. А.М. Топорова.
Буктрейлер – короткий сюжет, рассказывающий в произвольной художественной форме о какой-либо книге.
Чат-бот – виртуальный собеседник, программа, созданная для общения с одним или несколькими собеседниками.

Фоторепортаж