У дороги – вкусно и уютно

11:00, 06 февраля 2015г, Общество 3380


1
1

Фото Евгений НАЛИМОВ

Еще 5-7 лет назад туристы и дальнобойщики, движущиеся по дорогам края, с трудом могли найти место, где можно было вкусно поесть и, извиняюсь, сходить в туалет, не зажимая при этом нос. Сегодня с этим нет проблем.

Скажем больше: на рынке придорожного сервиса не протолкнуться. Около пятисот предприятий малого и среднего предпринимательства заполнили обочины дорог автостоянками, гостиницами, магазинами и кафе. Чтобы познакомиться изнутри с этим бизнесом, мы отправились на окраину Новоалтайска в мотель «Маяк», где трудится около 70 человек.

Как строили

Сергей Сайк – гендиректор ООО «Дорожное», которое управляет комплексом «Маяк», говорит, что бизнес-идея возникла спонтанно. В 2007 году с компаньоном Федором Поливкиным приобрели недостроенное пятиэтажное здание, которое решили использовать под придорожный сервис. У здания уже были заезды-выезды к федеральной трассе, а такая инфраструктура стоит миллионы, да и согласование ее строительства с дорожниками занимает много времени. А тут всё готово.

Кризис 2008 года охладил инвестиционный пыл, но в 2011 году Сайк и Поливкин всё-таки решили проект реанимировать. Взяли кредит в банке (тогда еще по божеской ставке) и привлекли инвесторов из числа соучредителей «Аникса». Эта торговая сеть по соседству построила свой логистический центр и попутно вложилась в придорожный сервис.

Параллельно со строительством основного здания заасфальтировали стоянку для грузовых автомобилей. Первой запустили ее, потом открыли кафе, затем первую очередь гостиницы, бар, вторую очередь гостиницы, шиномонтажную мастерскую, мойку для автомобилей. В конце прошлого года запустили в эксплуатацию конференц-зал, он же зал для банкетов. Сейчас занялись сауной.

Обычно придорожный сервис зарабатывает прибыль летом, когда едут туристы, а в остальное время надо сработать хотя бы без убытков. Круглогодичные клиенты у «Маяка» – это дальнобойщики, движущиеся в сторону Казахстана и Средней Азии. На ночь останавливаются по 30-40 машин. Кроме услуг стоянки водители здесь могут постирать вещички, принять горячий душ и даже погреться в небольшой сауне, купить продукты в магазине, а кто соскучился по горячей пище, посетить столовую. Заведение работает круглосуточно, располагая полным циклом приготовления пищи. Повара могут не только борщ и пельмени изготовить, но и кулинарные изделия и даже хлеб сами пекут.

Дальнобойщики – люди экономные, спят в своих машинах. Но гостиница не пустует. Приезжают командированные из Новоалтайска и других окрестных мест, даже с ЗАТО «Сибирский». Там приличного постоялого двора нет, а у военных нынче зарплаты хорошие, вот и едут. Тем более вечерок можно в здешнем баре скоротать.

Каждый объект несет свою копейку в общий котел предпринимателям, но если анализировать прибыльность на квадратный метр, то выигрывает гостиница.

– Хотя мы думали, что будем выигрывать за счет кафе, – признается гендиректор. – Оказалось, что кафе несет много накладных затрат, которые мы изначально не учли.

Часть площадей владельцы «Маяка» сдали в аренду или продали другим предпринимателям. Но так, чтобы их бизнесы работали на общую идею, создавая синергетический эффект. Например, в магазине торгуют товарами для туристов, охотников и рыбаков. Если кто-то, отправляясь в горы, забыл удочку или палатку, может прикупить их попутно здесь.

Мойка, шиномонтаж и мелкий ремонт отданы на откуп специализированным организациям: бортовкой колес занимается фирма «Подкова», у которой десяток подобных заведений, «душевая» для машин принадлежит сети автомоек «Семь секунд».

– Задача комплекса – предоставить максимально широкий спектр услуг. Туристу надо одновременно многое: и услуги автосервиса, и покушать, и в туалет сходить, и приобрести сопутствующий товар. Он хочет сделать всё в одном месте, сэкономив время и деньги. Те же, кто сосредотачивается только на одной услуге, проиграет в конкурентной борьбе. Поэтому мелкий бизнес, если не будет работать комплексно, в придорожном сервисе отомрет, – рассуждает Сергей Сайк.

Небо и земля

Сегодня, анализируя свои первоначальные планы по привлечению клиентов, гендиректор считает, что получилось где-то посередине между пессимистичным вариантом и оптимистичным. И, подумав, уточняет:

– Чуть менее реалистичного. Но мы объясняем это прошлогодним паводком, из-за которого число туристов, отправляющихся в Горный Алтай, было меньше обычного.

Кризиса как такового владельцы «Маяка» еще не почувствовали. Продажи не упали, особенно порадовал декабрь, когда традиционно клиентов больше. Но затраты уже растут. И первыми, кто испортил настроение, стали энергетики: в сентябре они объявили о повышении стоимости электроэнергии на 15%, в октябре – еще на 20%. С декабря начали расти цены на продукты питания на 15%. И с прошлой недели пришлось и «Маяку» поднять свои расценки.

С властью у владельцев комплекса отношения складываются хорошие. Из управления по развитию предпринимательства специалисты периодически звонят, интересуются проблемами и даже клиентов подбрасывают, устраивая мероприятия в конференц-зале. Пару лет назад у предприятия образовался кассовый разрыв – помогли деньгами в Алтайском фонде микрозаймов.

Попутно гендиректор произносит добрые слова в адрес муниципальной власти:

– У новоалтайской администрации чувствуешь явную заинтересованность в развитии бизнеса. Может, потому, что здесь меньше предпринимателей, чем в Барнауле, поэтому внимательное отношение ко всем.

Нам пришлось согласовывать документы при строительстве газопровода, котельной. Никогда не сталкивался с бюрократической волокитой. Например, регламент предусматривает выдачу разрешения в течение месяца. В Новоалтайске тебе сделают его за неделю, а в Барнауле придешь в конце месяца, укажут на ошибку в заполнении бумажки и еще на месяц отодвинут срок.

В прошлом году ООО «Дорожное» получило от местной власти грант 250 тыс. руб. на оснащение конференц-зала акустическим оборудованием.

Хорошими темпами

Анализируя развитие придорожного сервиса в крае, Сергей Сайк считает, что оно идет хорошими темпами, а рынок этих услуг близок к насыщению.

Аналогичную оценку дает и замначальника управления по развитию предпринимательства и рыночной инфраструктуры края Галина Денежкина:

– На федеральных трассах у нас придорожные сервисы располагаются даже чаще, чем предусмотрено нормами. Количество кафе ежегодно растет. Например, за минувший год построено и реконструировано семь объектов, из них четыре – сервисных комплекса. Предприниматели вложили более ста миллионов рублей.

В текущем году развитие дорожного сервиса будет продолжено. Так, на участке дороги Крутиха – граница Новосибирской области предприниматель планирует построить СТО, автомойку и шиномонтажную мастерскую. Галина Денежкина надеется, что в таверне «У дяди Вити» (Тальменский район) обновят интерьер кафе, заменят технологическое оборудование, сделают площадку для продажи местными жителями садоводческой продукции и дикоросов. А собственники кафе «У дороги» (Калманский район) думают расширить вдвое обеденный зал. Кроме того, большинство владельцев продолжают оснащать свои заведения ИТ-сервисами: платежными терминалами, банкоматами, беспроводным Интернетом. В общем, делают всё, чтобы привлечь клиентов.

Предпринимателей привлекает прибыльность рынка, которая обусловлена ростом туристического потока. В последнее время путешественники едут на Алтай не только летом, но и в межсезонье. Для этого власти стараются развивать так называемый событийный туризм, организовывая на лоне природы деловые семинары и конференции.

Власти готовы помогать владельцам придорожного сервиса, которые повышают качество работы объектов, обеспечивают комплексность предоставляемых услуг.

– Владельцы кафе придорожного сервиса могут подавать бизнес-план на получение губернаторских грантов в сфере экономики по номинациям «Сельское предпринимательство», «Женское предпринимательство», а также развивая гастрономическую уникальность заведения в номинации «Вкусная карта Алтая». Предприниматели могут привлекать дополнительные бюджетные деньги на реализацию гастрономических идей, популяризацию региональной кухни, – напоминает Галина Денежкина. Деньги идут на приобретение современного оборудования для приготовления пищи.

Кроме грантов предприниматели могут получать поддержку в других формах: субсидирование части затрат на покупку оборудования, техники, кредиты из фонда микрозаймов, поручительства гарантийного фонда и т.д.

В прошлом году владельцы дорожного сервиса получили в разных формах порядка четырех миллионов рублей в качестве государственной поддержки. И в этом году в профильном управлении считают, что заявок на получение господдержки будет не меньше.

Новости партнеров
Фоторепортаж