Спасают и хранят. Первую экспозицию в проекте «Возрожденные шедевры» представили в Барнауле

10:00, 03 марта 2019г, Культура 1407


1
1
1
1
1
1
1
1
1 миниатюра
1 миниатюра
1 миниатюра
1 миниатюра

Фото Евгений НАЛИМОВ

В Художественном музее открылась выставка «Спасти и сохранить», на которой представлены 12 произведений православного искусства из собрания ГХМАК, прошедших реставрацию в последние два года.

Это первая экспозиция в проекте «Возрожденные шедевры», который будет постепенно знакомить зрителей с сокровищами музейных запасников, спасенными мастерами-реставраторами со всей России. Сейчас здесь можно увидеть старообрядческие латунные кресты, иконы медного литья, дароносицу, бархатный покровец, расшитый серебром, а также живописный образ с интересной историей. Когда откроется новое здание музея на проспекте Ленина, эти и многие другие отреставрированные предметы войдут в постоянную экспозицию православного искусства.

В ветхом состоянии

На открытии выставки представленные в витрине предметы можно было увидеть на мультимедийном экране в больших подробностях. И дело того стоило: скажем, рассмотреть что-то на многофигурной медной иконе с голубой эмалью «Огненное восхождение Ильи Пророка» очень сложно, и не только из-за того, что после реставрации она ослепительно сверкает: ее размер всего 14,5 на 11,9 сантиметра! А еще гости вернисажа увидели на фотографиях, в каком состоянии эти удивительные вещи попадали в музей.

– Сейчас мы впервые показываем отреставрированную икону «Святитель Ермоген Патриарх Всея Руси» начала ХХ века, – рассказывает куратор экспозиции, старший научный сотрудник музея Евгения Школина. – Небольшой образ был принесен в музей частным коллекционером. Доска буквально развалилась, пошли страшные кракелюры, а внизу иконы был ожог. Сохранность очень плохая. В 2017 году в наш музей приехала реставратор из Художественного института им. Сурикова Дарья Лиснянская, которая спасала наши произведения живописи, в том числе и эту икону.

Сотрудники ГХМАК сперва заинтересовались, как икона академического письма попала на Алтай. А в результате исследовательской работы выяснили, что образцом для нее послужила акварельная работа Виктора Васнецова «Патриарх Гермоген в заточении в подземелье Чудова монастыря» 1911 года. Это открытие позволило уточнить датировку нашей иконы (между 1912 и 1917 годами) и оценить мастерство анонимного иконописца, который не просто сделал копию, но создал настоящий литургический образ, обобщенный и монументальный.

Еще одна удивительная вещь, прошедшая реставрацию, – бархатный покровец конца XIX – начала ХХ века. Специальный крестообразный плат, закрывавший Святые Дары, в музей попал в ветхом состоянии: утрачены серебряные нити, нарушен бисерный узор, отсутствовали лики херувимов, практически истлела изнаночная сторона, размок картон, вшитый внутрь для объема. Уже в процессе реставрации, когда предмет расшили на пять составных частей, выяснилось, что и основная ткань со временем поменяла цвет с синего на темно-коричневый. Задачей омского художника-реставратора Елены Галенбиковой было сохранить и законсервировать покровец, восстановив серебряные нити.

Вещи с историей

Над старообрядческими крестами и иконами из меди и латуни работал томский реставратор по металлу Владимир Фадеев. Участвовавшая в реставрации сотрудница музея Лина Попова рассказывает, что все эти предметы буквально под лупой очищали от следов времени (на языке реставраторов – «открывали»). Иконы и кресты носили характер бытующих вещей, то есть использовались как минимум тремя поколениями. К ним постоянно прикасались, свечи коптили и стреляли воском, а рядом масляные лампадки. Некоторые вещи были найдены в земле. То, что люди сами чистили их мелом или кирпичом, – не так страшно, как специальная паста ГОИ, которой многие по неведению пытались придать блеск металлу, а она вызывает активное окисление.

В конечном счете все реставрационные мероприятия проведены не столько для выставочной красоты, сколько для сохранности памятников искусства, подчеркивают музейщики. Присутствовавший на презентации проекта заведующий информационным отделом Барнаульской епархии отец Дмитрий рассказал:

– Мы привыкли видеть эти церковные вещи в храме, но моя первая встреча с верой произошла у моей прабабушки, у которой был вот такой же старообрядческий крест с эмалью, потому что мои предки – старообрядцы... Выставка называется «Спасти и сохранить». К сожалению, мы порой не замечаем это наследие наших предков у себя дома. Но если кто-то принесет такую вещь в храм или музей и ее спасут, это будет замечательно.

Как говорит Евгения Школина, из 38 медных и латунных предметов, прошедших реставрацию, сейчас выставлено десять. В ближайшие годы эти вещи «на карантине», хранители прикасаются к ним только в перчатках. Но вообще-то, в запасниках музея больше 250 предметов литья, которые создавались гонимыми старообрядческими мастерскими почти подпольно. Это вещи из разных медниц, тиражированное искусство, которое распространялось по всем старообрядческим общинам России.

– В будущую экспозицию православного искусства, которую мы уже сейчас проектируем виртуально, также войдут живописные иконы начиная с XVI – XVII веков, – обещает Евгения Школина. – Мы постараемся подробно показать сибирское искусство и Урал, а значит, невьянскую школу, томскую мастерскую Панкрышева, Сузун, коллекцию икон известного старообрядческого мастера Балыкина, рукописные и старопечатные книги, серебряную церковную утварь и драгоценные оклады икон. В общем, все шедевры нашей коллекции. Нам бы площади побольше и мы бы размахнулись!

Фоторепортаж