Авторские проекты логопеда из Шелаболихи помогают дошкольникам с серьезными проблемами речи

06:46, 16 марта 2022г, Образование 917


Авторские проекты логопеда из Шелаболихи помогают дошкольникам с серьезными проблемами речи Фото №1

Фото Олег БОГДАНОВ

Авторские проекты логопеда из Шелаболихи Татьяны Бражниковой помогают дошкольникам даже с серьезными проблемами речевого развития заговорить правильно и чисто.

Секреты «Золотой рыбки»

– Татьяна Анатольевна, чем отличаются сельские дети от городских?

– Я начинала работать в Барнауле. По моим наблюдениям, городские родители более заинтересованы в правильном речевом развитии ребенка, а потому сами обращаются к специалистам. В селе наоборот. Это мы с воспитателями говорим мамам и папам, что деткам нужна помощь. Некоторые прислушиваются, остальные пожимают плечами: подумаешь, мол, проблема – ребенок в два года не говорит. Убеждаем, что чем раньше начать с ним работать, тем лучше будет результат. У детского сада «Золотая рыбка» свой логопункт. С малышами занимаюсь по обращению родителей, консультирую их. Старшие дошколята – «обязательная программа». С ними до школы надо успеть поставить произношение, строй речи.

– Как за четверть века вашей практики изменился  так называемый средний ребенок?

– Современных детей сложно удивить. Раньше мы говорили о включении всех анализаторов – слухового, зрительного, а также игровых методов в работу с детьми с особенностями развития, а сейчас абсолютно со всеми так работаем. Учение превращаем в развлечение ради результата. Конкурируем с контентом гаджетов, ярким и легким для восприятия. Благо оргтехника сейчас позволяет и актив родительский помогает – сами создаем проекты, развивающие игры и пособия. Вот что это, как думаете? – Татьяна Анатольевна показывает разноцветный планшет. – Крышечки от детского питания. Одна из мам насобирала, и мы сделали сенсорную дорожку. Шагаем по кружочкам пальчиками, рычим, жужжим – учимся говорить.

– А манка в чашке зачем?

– По федеральной программе «Золотая рыбка» получила световой стол, на котором дети могут работать с песком. Но в одном из корпусов такого оборудования пока нет, потому заменили песок манкой. При желании и фантазии развивающие пособия, сенсорные тренажеры можно делать из чего угодно – крышечек, корпусов от «киндер-сюрпризов», фруктовых косточек... Дети об этом знают и родителей просят ничего не выбрасывать. А совместное творчество взрослых и ребятишек ко всему прочему еще и дух семейный укрепляет. Собственно, сами приемы не новы. Мы используем то, что близко и понятно ребятам. Чем интереснее, тем результат лучше.

Как «включить» речь

– Результат – это совместные усилия специалиста, семьи, ребенка. Легко ли вам в этом смысле?

– В селе все друг друга знают. Есть команда мам и пап ответственных, безотказных. «В викторине участвуем?» – «Да!» – «Стихи выучим?» – «Да!» Но кто-то и в сторонке стоит. Если родители многодетные, работают да еще и хозяйство держат, времени и впрямь не хватает. И я благодарна тем, кто выкраивает его для своих деток.

– Вы рассуждаете как многодетная мама.

– Так и есть. Материнский опыт помогает. Мой старший, Никита, студент АлтГТУ. Средний, Матвей, окончил музыкальную школу, сейчас учится в художественной. Савелий – первоклассник и тоже занимается музыкой. Все трое перенимают отцовский опыт, запросто управляются с мужской работой по дому. Я так подробно рассказываю, потому что это важно не только с точки зрения преемственности поколений и духовного здоровья семьи. Занятия музыкой, посильными домашними делами, рукоделие вообще, любая работа двумя руками – это развитие двух полушарий, залог формирования развернутой чистой речи.

– Раньше поколения семьи жили под одной крышей. И когда мама с папой на работе, внуков нянчили бабушки. Сейчас их уже почти и не встретишь – в платочках, с милыми «ладушками». Не с этим ли связаны поздние речевые дебюты нынешних детей?

– Да, есть такой провал. Вот приводит мама ребенка, который не говорит. Начинаю искать причины и докапываюсь, как правило, до этой истории. Взрослые дети, создав свои семьи, уезжают, живут отдельно от родителей. Бабушки не тетешкают внуков. Ушло это из семейной культуры. Крохам не поют колыбельных, не играют с ними
в ладушки и сороку-ворону. Не стало пестушек-потешек. Дети в подготовительной группе не умеют загибать пальчики или складывать губы трубочкой – говорим-то мы на выдохе! И мои коллеги наряду с подготовкой к школе вынуждены наверстывать упущенное. То, что дитя должно осваивать, пока поперек лавки умещается.

– Повлиял ли как-то ковид на речевое развитие детей?

– Вот уже два года не проводятся массовые родительские собрания. То есть успели подрасти дети с проблемами речи. Не изобретая велосипед, в этом году мы в «Золотой рыбке» апробируем консультативный курс для родителей «Домашний логопед». Информация по запросам родителей выкладывается в общей группе в WhatsApp, размещается в группах от младших до старших дошколят. Думаю, этот опыт можно транслировать и в других сельских детских садах.

– Обычно родители ждут каких-то серьезных советов логопеда…

– А они просты. Не пренебрегайте опытом поколений, вникайте в то, чем логопед занимается с ребенком. Заданное на дом выполняйте. Не жалейте времени для малышей. Ползайте с ними по полу, вместе читайте книжки, раскрашивайте картинки, играйте…

Фоторепортаж