Соответствуют ли детсады Алтайского края потребностям особых детей

07:21, 25 ноября 2019г, Образование 1689


1
1

Фото Евгений НАЛИМОВ

Соответствуют ли детские сады края потребностям детей с ограниченными возможностями здоровья? В интернет-пространстве то и дело разгораются родительские споры на эту тему, самое время обсудить ее и нам.

Парадоксы

Сегодня в крае 3,5 тысячи малышей с ограниченными возможностями здоровья гордо носят звание детсадовцев. 315 из них посещают детский сад № 201 (комбинированного вида) Барнаула, для десяти дошколят с детским церебральным параличом там создана специализированная группа.

– В прошлом году мы выпустили девять таких ребятишек, в этом приняли десять. Все семьи, которые после прохождения городской территориальной медико-педагогической комиссии получили путевки, в группу попали. Конечно, многое зависит от тяжести диагноза, но на самом деле далеко не все родители преодолевают свои страхи и отдают ребенка в детский коллектив, даже если состояние его здоровья позволяет. Дело не в нехватке мест. Думаю, при наличии социального заказа их количество увеличили бы, – высказывает точку зрения на проблему заведующая детсадом № 201 Барнаула Наталья Забелина.

Вот такой парадокс. С одной стороны, гарантированная в нашей стране доступность и бесплатность дошкольного образования (при необходимости в индивидуальную программу реабилитации ребенка-инвалида можно даже вписать помощника, который будет сопровождать его на занятия). С другой – страхи взрослых: а) «его там станут обижать», б) «другие родители будут против», в) «педагоги не смогут заниматься с моим ребенком».

«Тревожный» этот список, не подтверждающийся в 99% случаев, можно продолжать.

Замок из кубиков

Три года назад в ДОУ № 201 Барнаула в группе для деток с ДЦП сделали капремонт с учетом особенностей этого сложного заболевания, затрагивающего опорно-двигательный аппарат, зрение, слух, нервную систему… Есть там отдельный вход, пандусы, поручни, удобные кроватки – это само собой. Плюс образовательное пространство заполнено удобными игровыми модулями, реабилитационным и развивающим оборудованием. В группе есть собственный дорогостоящий динамический параподиум для ребят-колясочников. Детсаду его подарили меценаты краевого благотворительного марафона «Поддержим ребенка» в комплекте с другими аппаратами стоимостью 350 тысяч рублей. Есть вертикализатор, виброплатформа, иппотренажер, сухой бассейн. Вниманием края двести первый явно не обделен.

И все же настоящее богатство детсада – воспитатели, нянечки, специалисты. Они делают много больше того, что прописано стандартными должностными инструкциями. Возят и носят на руках малышей на занятия музыкой и ЛФК, кормят с ложечки, учат держать в непослушных ручонках карандаши, кисточки, детали конструктора,  развивая мелкую моторику.

Спасибо родителям, «АП» разрешили посмотреть, как идут занятия. Мы познакомились с замечательными воспитателями Зинаидой Бесчастновой и Ириной Хорошавиной, логопедом Евгенией Кижиной, тренером по ЛФК Надеждой Бояршиновой. И были очарованы Ритой и Ванечкой, невероятно целеустремленными малышами, готовыми пробовать сто раз, пока не получится красивая елочка, пластилиновый человечек или замок из кубиков.

Надо ли говорить, как сложна работа педагогов даже в условиях адаптированной под потребности таких детей среды.

– Мы бы сами не справились, – говорит Наталья Забелина. – У нас мамы и папы прекрасные, помогают нам во всем. Они понимают, что ребенок, педагоги и родители – единое целое. Иначе успеха в реабилитации не достичь. По опыту прошлых лет скажу. Все наши выпускники хорошо осваивают сейчас школьную программу. Это ли не результат нашей работы! Важно, чтобы она продолжилась.

Так считают мамы

Востребованность групп для детей с особыми потребностями будет расти, по статистике медицинской и родительской. С каждым годом больше рождается малышей с патологиями, все чаще их мамы и папы принимают сложное для себя, но единственно верное и лучшее для ребенка решение – социализация.

Вот что говорит Ирина Лугина, мама одной из воспитанниц детского сада:

– Отдавать – не отдавать дитя в садик? Знаю, что сомнения есть у многих родителей детей с проблемами опорно-двигательного аппарата. Но у нас тревог не было. Хотелось, чтобы дочь общалась со сверстниками. О двести первом я узнала от знакомых. Получив путевку, пришла сюда, увидела все своими глазами, поговорила с воспитателями. Ребенок здесь уже 2,5 года. Ей хорошо, а значит, и мне тоже.

Еще одна мама – Олеся Таирова, руководитель детского казачьего ансамбля «Чубарики». Как педагог, она видит разницу между «домашними» и «садовскими» детьми:

– Мы пришли в детский сад № 201, когда моей Насте не было еще и трех лет. Она хорошо прошла адаптацию, быстро нашла общий язык с воспитателями, занятия ей в радость. Особенно нравятся творческие – лепка, рисование, песочная анимация. Развитие мелкой моторики необходимо малышам с ДЦП. Помогают раскрыться музыка, танцы. По своей дочке знаю. Сейчас она уже первоклассница краевой общеобразовательной школы № 1 для учащихся с ограниченными возможностями здоровья. Притом что патология у нас комплексная, учится хорошо и прекрасно себя чувствует среди других детей.

– Олеся, что посоветуете сомневающимся родителям?

– Дети без садовской подготовки более зажаты, не умеют общаться со сверстниками и сложно привыкают потом к школьной жизни. Если позволяет здоровье, посещать детский сад нужно.

По потребности

О реабилитационном потенциале сети муниципальных детских садов Алтайского края мы попросили рассказать начальника отдела организации общего образования и оценочных процедур Министерства образования региона Наталью Полосину.

– Проблемы существуют, но они решаются, – сообщила собеседница. – По данным независимой оценки качества условий в ДОУ, 63% детей с особыми потребностями края доступно дошкольное образование. Процент высокий по сравнению с регионами СФО. В комбинированных детских садах, там, где есть группы для детей с патологиями, организована доступная среда. Есть и два специализированных, для дошкольников с нарушениями зрения и слуха. Соматические заболевания молодеют, но проблема еще и в том, что мамы и папы зачастую не хотят обнародовать инвалидность ребенка, даже если он может посещать группу по состоянию здоровья.

– Технологии лечения ведь тоже не стоят на месте. Ребятишкам с тем же сахарным диабетом устанавливают автоматические помпы, что значительно упрощает пребывание ребенка в группе. Казалось бы, живи да радуйся. Но именно этот факт, как ни странно, добавил родителям тревог. А вдруг что-то пойдет не так?

– В Барнауле сейчас 19 детсадовцев с сахарным диабетом посещают общие группы, специально для них корректируется меню, это возможно. Помпа программируется на сутки, закладываются все основные параметры – меню, время приема пищи, контроль уровня сахара и автоматическое введение инсулина при отклонениях его от нормы. Практика показывает, что при грамотной настройке у мам и пап проблем не возникает.

– Но наверняка возникают ситуации, когда они пытаются контролировать работу педагогов и медиков в детских садах?

– Единичные, но и они решаемы. Важно знать, что медицинский работник образовательного учреждения оказывает в случае необходимости первичную медико-санитарную помощь ребенку. Такие манипуляции, как контроль сахара в крови, введение инсулина, настройка параметров помпы, относятся к специализированной, оказываемой медицинскими организациями. Но если этот пункт психолого-медико-педагогическая комиссия вносит в индивидуальную программу реабилитации ребенка, посещающего группу, детский сад предоставит и такую возможность.

– Если специализированная группа – одна на весь город, удобно ли семье, живущей, скажем, в центре, возить ребенка каждое утро в Ленинский район?

– Путевки в детский сад распределяются по электронной очереди с учетом особенностей ребенка. Понадобилось десять мест для детей с ДЦП – мы их обеспечили. Открывать территориальную группу в микрорайоне на одного-двоих детей с особенностями развития – такого нет нигде в мире. Да и сами родители не согласны, по данным проведенного нами опроса. Ведь главное для малыша – общение со сверстниками.

Справка
Дети с ограниченными возможностями здоровья края посещают 4,8 тысячи общеразвивающих, 204 компенсирующих, 13 комбинированных и 14 оздоровительных групп, 6 коррекционных ДОУ для малышей с нарушениями речи, зрения, слуха, опорно-двигательного аппарата, интеллекта, задержкой психического развития.

Фоторепортаж