100-летию со дня рождения Алексея Иевлева в Барнауле посвятили выставку

18:00, 14 октября 2015г, Общество 2236


1
1

Фото Евгений НАЛИМОВ

В Выставочном зале Союза художников работает экспозиция, посвященная 100-летию со дня рождения Алексея Иевлева – скульптора, живописца, педагога, заслуженного работника культуры России.

Один факт для понимания масштаба этого человека: с 1949 по 2001 год Алексей Васильевич бессменно руководил изостудией при Доме культуры завода «Трансмаш», из которой вышла целая плеяда талантливых художников! И завершила свою работу эта уникальная школа вовсе не потому, что ее руководитель (в то время 86-летний) устал.

Нынешняя большая ретроспективная выставка «Алексей Васильевич Иевлев и ученики» в силу объективных причин представляет лишь отблеск этого масштаба, но и по ней можно судить о месте уникальной личности художника и педагога в истории изобразительного искусства нашего края. В экспозиции можно увидеть произведения 25 профессиональных и самодеятельных авторов, среди них – Ильбек Хайрулинов, Юрий Чулюков, Валерий Марченко, Владимир Максименко, Александр Ботев, Юрий Иванов и Евгений Скурихин. И уже этот ряд художников, столь разных по духу, стилю и миропониманию, дает нам представление о том, каким же был учителем Алексей Иевлев. Однако тех, кто с гордостью называют себя иевлевцами, на самом деле огромное множество, есть среди них даже член-корреспондент Российской академии художеств – известный российский керамист Владимир Гориславцев.

– Когда в 1949 году Алексей Васильевич организовал эту студию, получившую потом статус народной, в Барнауле не было еще ни одной художественной школы. Зато впоследствии благодаря Иевлеву было открыто Новоалтайское художественное училище, – рассказала искусствовед Людмила Лихацкая. – Кроме того, он был инициатором множества культурных начинаний в Барнауле, например, замечательных лекций по искусству в Художественном музее. Художник просто мечтал, чтобы все люди были творческими, активными и нашли себя в жизни. Так что сегодня многие вспоминают его с благодарностью.

Но и этим заслуги художника не исчерпываются. Кандидат искусствоведения заместитель директора Художественного музея Наталья Царева говорит, что переоценить вклад Алексея Васильевича в развитие культуры края очень трудно: можно вспомнить хотя бы Колыванский камнерезный завод, где Иевлев в конце 40-х годов не только работал художником-конструктором, но и учил рабочих рисовать – это, как говорят исследователи, был прообраз его будущей народной изостудии.

– Алексей Васильевич считал, что все люди, которые к нему приходили, должны были стать художниками по духу и образу мышления, даже если волею судеб они и не входили потом в профессиональное сообщество, – рассказала Наталья Царева. – Наш музей тоже тесно сотрудничал со студией Иевлева, а известный искусствовед Лариса Снитко, которая сама училась у него рисовать, со временем стала читать лекции по искусству для студийцев. Вслед за ней и другие сотрудники музея с удовольствием стали общаться с начинающими художниками.

Председатель правления Союза художников Алтая Владимир Прохода говорит: «Я был совсем маленький, когда попал к Алексею Васильевичу, и у меня было впечатление, что это какая-то большая светлая туча. Энергичный! Боишься даже подойти к нему. Когда он брал кисть, чтобы поправить что-то в работе ученика, мне порой хотелось закрыть от него свой лист, чтобы и самому тоже что-то сделать... Вот эту энергию он вселял в наши сердца».

Многие его ученики, заметим, сами впоследствии стали весьма успешными педагогами, тут уместно вспомнить хотя бы Ильбека Хайрулинова, Юрия Яурова, Владимира Раменского – ряд не полный. «Трудно подобрать слова, чтобы охарактеризовать такого всеобъемлющего человека, – признался на открытии выставки заслуженный художник России Ильбек Хайрулинов. – Со временем его значение только возрастает, и каждый из нас ему по-своему обязан, не важно, осознаем мы это или нет». Кстати, в своем выступлении педагог предложил присвоить имя Алексея Иевлева Новоалтайскому художественному училищу.

Что же касается самой выставки, то тут хочется обратить внимание на несколько моментов. Во-первых, еще раз отметим поразительное стилистическое и тематическое разнообразие представленных иевлевцами работ. Во-вторых, гостям Выставочного зала стоит непременно присмотреться к тому разделу, где организаторы экспозиции попытались воссоздать атмосферу изостудии. Там можно увидеть не только трогательные ученические работы будущих известных алтайских художников, но и учебные рисунки самого Иевлева, и даже его дипломную работу 1938 года! И, наконец, не стоит пропускать документы, выставленные в витринах, – из них можно понять, кто и какими путями попадал в студию Алексея Васильевича и как эта судьбоносная встреча с увлеченным педагогом меняла жизни людей.

Мария ИВАНОВА.

Справка
Алексей Иевлев родился в 1915 году в селе Усть-Чарышская Пристань в семье служащего. В 1938 году окончил живописно-педагогическое отделение Омского художественного училища им. М.А. Врубеля. Участник Великой Отечественной войны. В 1963 году его изостудии при ДК «Трансмаш» присвоено звание народной, а в 1974 году на Всесоюзной выставке «Слава труду» она была признана лучшей в числе 19 студий СССР и награждена дипломом I степени. В 1996 году А.В. Иевлев стал лауреатом премии Демидовского фонда Алтайского края. Художник работал преимущественно в жанре скульптурного и живописного портрета и композиций.

 
Фоторепортаж