Снова в школу: 12 главных уроков для родителей

18:15, 12 августа 2019г, Образование 3753


1
1

Фото Андрей КАСПРИШИН

1 сентября начинается новый учебный год. Кроме детей, «в школу» пойдут и многие мамы и папы. «Алтайская правда» поинтересовалась, какие «контрольные работы» они делали, какие уроки извлекали из школьного опыта детей, от каких иллюзий избавились, а ошибки - исправляли.

Урок 1. Слушать детей и доверять им.

Наталья Весёлкина, мама троих детей, г. Камень-на-Оби:

-  Старший сын пойдет в 8 класс, средний во второй. Проблем особо не было с ними. Есть одна большая проблема в самой системе образования и ее новых стандартах. На первой ступени учиться приходится родителям. Сами задания рассчитаны на это. Просто вовремя нужно читать домашние задания, чтобы ночью не приходилось рисовать, клеить или мастерить поделки или учить стихи.

У меня один совет для всех - слушать своих детей и доверять им. Выслушивать точку зрения учителя, но никогда при учителе не отчитывать ребенка, а только выслушав его, принимать решение по поводу наказания.

У меня мальчишки все теряют и забывают, поэтому подписываю инициалы или вышиваю везде. Если про собранность. Периодически захожу в школу и нахожу среди потеряшек наши вещи.

Урок 2.  Школа не воспитывает.

Владислава Залевская, редактор журнала «Алтай молодой»:

- Мой старший сын в прошлом году окончил школу. Средний пойдет в пятый класс. Иллюзии, что ребенок будет сам учиться и приносить одни пятерки, развеялись ещё со старшим в первом классе. Хотя он ходил на подготовку и я его усиленно «развивала». У них была программа «Гармония». Она хорошая, но предполагает большую помощь со стороны родителей. Вот так я снова «пошла» в первый класс. Узнала, что такое сонорные согласные (у среднего по программе «Школы России» таких не изучали), ломали с мужем голову над логическими задачами…

Самым большим разочарованием стало то, как в его школе преподавали иностранный язык. Мы начали учить английский вместе, поскольку я учила немецкий. Первый год вроде справлялись. Потом уже нет. В классе они весь урок переводили какие-то слова, а на дом задавали изучить страницу учебника. К сожалению, к выпускному классу сын так и не смог освоить этот важный, на мой взгляд, предмет.

Разочаровало, что ни один из педагогов не смог зародить у старшего интереса к своему предмету. Было печально видеть, как на глазах пропадает интерес сына к химии. Казалось бы, такой интересный предмет! Не обвиняю учителей, и сын мой старший ленив очень, но так и не полюбил он ни один предмет. А я научилась учиться снова, и не доверять ребенку, потому что он мог поставить в дневник не ту оценку, которую получил. Но и поняла, что не надо быть перфекционистом. Все дети разные, надо принимать их такими, какие они есть.

Немного про инклюзивное образование. Очень важно, когда детям с особенностями развития помогают встроиться в процесс обучения и родители, и учителя, и дети. Но для этого родители хотя бы должны признавать, что у них ребенок не совсем стандартный, предупредить об этом учителя, чтобы тот, в свою очередь, работал с детьми и родителями всего класса. Иначе могут быть большие проблемы, а особенный ребенок только озлобится.

У старшего в классе был ребенок с ДЦП. С первых дней обучения педагог так построила общение, что до конца школы ребята всегда считали его равным, и сейчас продолжают общаться. А у среднего так не вышло. Педагоги менялись, ребенка не приняли, потому что никто не знал, что к нему нужен особый подход. Его родители считают, что он обычный, обвиняют детей в жестокости, а их родителей в подстрекательстве к травле. История получилась громкая, но жалко только ребенка.

Со вторым ребенком научилась почти не комментировать родительские посты в общем чате и больше доверять ребенку. Стараюсь с ним больше заниматься, читать. Когда он учился в лицее, даже вместе делали проект - выращивали на подоконнике зелень и помидоры. Поняла, что теперь школа лишь даёт направление обучения и совсем не воспитывает. Закреплять полученные знания, объяснять значение каждого поступка, обсуждать каждую прочитанную книгу, экскурсию, поездку - это задача родителей. Такая сегодня школа.

Урок 3. «Если есть угроза здоровью ребенку - меняйте школу».

Наталья Н., муниципальный служащий:

- Для нашей семьи показательна ситуация со старшей дочерью. У неё врождённый порок сердца (как позже выяснилось, не один). Она училась в начальной школе на «отлично», а вот с физкультурой не заладилось. И не только с оценкой. Учитель упорно заставлял дочку заниматься по общей программе с нагрузками для здоровых детей, хотя из поликлиники была справка о группе по здоровью, ей нужно было снизить норматив, и она все осилила бы. Но учитель упрямо гонял ребёнка с дыркой в сердце по стадиону, заставлял отжиматься и приседать как всех. Мы вместе с учительницей начальных классов пытались его переубедить. Но тщетно.

В ту пору по ТВ говорили о нескольких случаях гибели подростков на уроках физкультуры от сердечных приступов - дети просто падали замертво на уроке. Позже выяснялось, что у этих детей были врождённые пороки сердца, которые не были выявлены, и никак до поры себя не проявляли.

Теперь мы знаем даже название этого порока сердца - синдром wpw. Именно его позже выявили у нашей дочери как второй. И она могла также умереть на уроке, как те ребята. Но тогда мы ещё о нем не знали, и просто интуитивно решили спасать ребёнка. Перевели в другую школу.

Правда, ей пришлось ездить туда на автобусе, далековато. Но зато дочь до 8 класса училась там на «отлично», и по физкультуре тоже. Ей просто установили соответственно её группе здоровья нормативы, с которыми она успешно справлялась.

Какой урок мы из этого извлекли? Мы поняли, что в угоду учительской и школьной программе нельзя жертвовать здоровьем детей, в том числе и психическим. Есть места, где спокойнее и человечнее, пусть дальше, но они есть, надо искать. Вторая дочь по месту жительства пошла в ту же школу, из которой забрали старшую. Но учитель физкультуры другой, дети его боготворят.

Урок 4. Учеба – зона ответственности ребенка.

Надежда Постникова, руководитель благотворительного фонда, мама троих детей:

- Была иллюзия, что учитель всегда прав. В нашей школе постсоветского пространства учителя никогда не признавали своих ошибок или крайне редко. Сейчас учителя более спокойно реагируют на свои ошибки или незнание того или иного вопроса, признавая, что наши дети очень подкованы информационно. То есть моя иллюзия, что так и будет. Радует, что учителя стали более демократичны.

Был случай, когда учитель сделала замечание ребёнку крайне некорректно, с личностной оценкой. Типа: «Ты дебил?» На защиту встал весь класс. Я ими горжусь.

Я научилась доверять своим детям, сделав учебу их зоной ответственности. Родители из класса до сих пор в курсе домашних заданий, я года три уже не вмешиваюсь в процесс. Дочь попросила помощи с математикой, нашла ей грамотного репетитора. Причём она сама координирует занятия и время.

Сейчас планируется введение второго языка. При этом у нас гимназия с углубленным изучением английского языка. Есть страх, что моим детям станет гораздо сложнее, учитывая ещё и внеклассную занятость.

Пример: наша классная учитель русского языка и литературы и на одном из уроков допустила ошибку. Одна из двойняшек (она у нас от природы склонна к филологии), сказала, что учитель не прав. Подумав, учитель согласилась и поблагодарила за уточнение…

Урок 5. Результативна только совместная работа.

Оксана Чепкасова, директор школы N 49, Барнаул:

- Наша дочь обучалась в двух школах: №68 и №73 г. Барнаула. И наша семья благодарна обоим педагогическим коллективам за их труд и отношение к детям. В силу своей профессии, я никогда не шла на родительские собрания «со своим уставом в чужой монастырь». Если возникали проблемы по учебе, то индивидуально встречалась с учителями, и это были действительно конструктивные диалоги. Недопонимание родителями школьной жизни, часто потребительское отношение к школе как «поставщику образовательных услуг», несоответствие позиции в том, как именно нужно воспитывать ребёнка. Конечно, ведет к конфронтации двух сторон - родители и учителя.

Часто можно услышать от родителей: «Вы учитель, Вы должны». (Последняя «шикарная» фраза: «Ну я же его вам сдала» (мол, вы и воспитывайте).  А другие считают себя вправе активно вмешиваться в школьную жизнь. И не просто помогают, советуются, а часто занимают поучительную позицию свысока.

Но между педагогами и родителями находится ребенок, в воспитании, обучении, развитии которого заинтересованы и те, и другие. Порою родителям не хватает информации, простой беседы с педагогом, администрацией, чтобы сгладить острые моменты. Только совместная успешная и продуктивная работа родителей, детей и учителей способна дать в образовании положительные результаты.

Урок 6. Школа научила копить деньги.

Наталья Майер,  мама двоих детей:

- Учебные программы начальных классов такие, что нередко отбивают у детей желание учиться с начального класса. Если взрослый человек хотя бы на неделю решится поменяться местами со своим младшеклассником, к концу учебной недели, он поймёт, что его ребёнку в ней не просто.

Во-вторых, школа научила забыть про нормальный сон на выходных.

В-третьих, школа научила копить деньги к началу учебного года. А кого-то научила брать кредиты, чтобы подготовить детей к 1 сентября.

Из положительных моментов - я снова со своими детьми вспомнила азы английского языка. А с этого года ещё и немецкий начну осваивать…

А, да, ещё в этом году школа меня научит, как работающей маме привозить и забирать детей в школу в разные смены. Чувствую, ещё тот квест предстоит.

Урок 7. Открыли частную школу.

Анна Паутова, директор центра семьи и детства «Растем вместе»:

- Мы со старшим сыном так «удачно» пошли в кадеты, что пришлось открыть свою частную школу. Собственно, добавить к вышесказанному нечего. Сыну очень трудно было в массовой школе. Не повезло с учителем. Он мечтал о кадетской, у нас дедушка военный и какой-то романтизм был в этом отношении. Всё быстро рассыпалось о непрофессионализм взрослых и грубость детей. Подчеркиваю, уверена, что это наш индивидуальный негативный и очень травматичный опыт. Уверена, у нас много талантливых педагогов и дружелюбных детей.

Поняла, что нам нужны классы меньшей наполняемости, более свободный стиль преподавания, внимание к ребенку. Да, учился в частной, потом она стала нашей школой. Перешел в 10-й в этом году. Средний с первого класса учится у нас. А до этого в детском саду они почти всей группой перешли сразу в школу, мы теперь такую возможность деткам даем.

Урок 8. В допобразование нужно вкладывать деньги и время.

Александр Смирнов, директор турфирмы «Плот»:

- К сожалению, я, как родитель, мало участвовал в школьном процессе своих детей. Наверное, потому что семь очень активных лет работы в школе выработали у меня сильное нежелание там появляться. Возможно, что весь свой потенциал я отдал своим ученикам и для собственных детей остались лишь крохи. Конечно, я проверял домашние задания, стимулировал влечение к нелюбимым предметам, и даже однажды применил один из методов НЛП. Иллюзий не было. Дети учились в хорошем лицее — тогда в одном из лучших в Барнауле (нам так говорили). Жалею лишь об одном, что мало средств вкладывал в дополнительное образование, в изучение английского языка».

Урок 9. Школу нужно переживать как опыт.

Екатерина  Пушкарская, сотрудник краевой библиотеки им. Шишкова:

- Школьный этап жизни в качестве родителя научил, прежде всего, двум вещам. Во-первых, терпению. Терпению относительно собственного ребенка, других родителей, особенностей преподавания предметов, программы, требований к детям и прочим прелестям.

Ты понимаешь, что школа – штука вынужденная и, даже если менять образовательные учреждения до бесконечности, все равно будешь в системе. Подогнать систему под себя мало у кого хватает сил и нервов. И вот это точно не я в данном случае. И ты должен объяснить ребенку, что некоторые вещи нужно переживать, как опыт, даже если все происходящее не нравится и кажется лишним.

В случае с моей дочерью объяснения и научения правилам игры требовали много терпения. Равно как и много его требовалось, чтобы самой принять эту реальность. Ничего вроде особенного: учительница музыки застряла в начале 20 века, дети с начальной школы и до выпуска поют революционные песни, а при попытке сказать преподавателю, что есть еще и другая музыка, педагог разражается гневной тирадой о падении нравов. Это не ужас и не кошмар. Но бороться с этим невозможно и, что важнее – не продуктивно.

Во-вторых, благодаря школе я научилась переноситься в далекое прошлое. Не то, чтобы это умение меня в данном контексте радовало, но отменить это уже никак. Скажем, многие регламенты и особенности «подачи материала» устарели еще, когда я училась в старших классах – а с той поры прошло уже более 20 лет. Но они живы и сейчас! И разные страшные вещи, вроде периодически меняющихся ФГОС, только усугубляют пропасть между системой и начинкой школьного образования и реалиями времени. И никакой ностальгической улыбки у меня такое столкновение с прошлым не вызывает.

Я понимаю, почему нельзя использовать прогресс во благо образованию, а проще запретить. Я понимаю, почему проще сказать «ты не разобрался в теме, садись, 3», чем нарушить стандарт. Выйти за рамки и превратить урок в интересную дискуссию, где есть место мнениям, отличным от методички (это я сейчас о таких предметах говорю, где, в принципе, свое мнение приемлемо даже вполне – литература, например). И я понимаю, зачем надо пытаться заставить ходить детей строем. Я многое понимаю. Равно как и то, что все это сейчас выглядит еще глупее, чем 25 лет назад и куда сильнее отвращает детей от школы, чем нас когда-то.

Урок 10. Нет единых подходов.

Любовь Некрасова, мама двух сыновей, главный редактор интернет-портала www.barnaul-altai.ru:

- Когда первый сын в конце 90-х пошел в школу, я выбрала для него новаторскую очень интересную и сложную программу. Все было отлично в начальной школе, а сказка закончилась в пятом классе. Средняя школа весь этот развернувшийся интерес к узнаванию нового рубила на корню своими старыми учебниками, методиками и мышлением учителей. А в старших классах добавилась постоянная истерика со стороны преподавателей: «Вы ЕГЭ не сдадите!!!». Это было одним из сильнейших разочарований.

Помните, у Экзюпери: «мы в ответе за тех, кого приручили». Этот принцип был разрушен: их готовили к яркой интересной жизни и на взлете, не предупредив, бросили в болото зубрежки, скуки и тоски. Сейчас, когда второй сын школьник перешел в 7 класс я вижу, что в этом плане ничего не изменилось. Непрерывности образовательных программ и методик от 1 до 11 класса не прослеживается. Начальная школа – это одно, средняя – совсем другое и никак с ней не связана. То, что дети изучили в 3 классе начальной школы, на том же уровне проходится как новая тема в шестом. Зачем спрашивается? Просто нет единых подходов, «всяк кулик (или создатель учебника) свое болото хвалит».

Урок 11. Меньше сидите в школьных чатах и группах класса в WhatsApp.

Антон С., строитель:

- Я отучил жену сидеть в группе в WhatsApp. Там шелуха одна и трата времени. Бабьи терки, сплетни, а еще деньги выкачивают – на линолеум новый, подарки учителям, по поводу и без, обиды, разборки, пустой треп.

И освободилась куча времени на домашние дела. Дочь и с сын учатся хорошо, внимания к себе требуют минимальное. Когда мы учились, вообще интернета не было, и ничего – людьми стали. Уверен, чем меньше родители влезают в школьные дела – тем лучше для всех!

Урок 12. Школа – не полигон  тщеславия.

Галина Буева, врач-стоматолог:

- Мы с мужем сразу объяснили дочери, что в школе может быть всякое, но главное – ценить новые знания, уважать педагогов, уметь дружить и радоваться жизни.  С таким позитивным настроем все трудности – преодолимы.

А разные несовершенные программы и возможные ошибки педагогов надо воспринимать без истерики. Не стоит превращать школу в полигон страстей, обид и тщеславия. Это навредит ребенку потом в жизни. Амбиции должны быть здоровыми и направлены на то, чтобы стать лучше…

Фоторепортаж