Секрет производства барнаульской фирмы пытались заполучить голландские конкуренты

09:38, 01 ноября 2019г, Экономика 2166


1
1

Барнаульская компания «Аксоид» делает такую транспортерную сетку, что секрет ее производства даже пытались заполучить голландские конкуренты. В то же время европейцы не спешат пускать россиян на свой рынок.

Начинали с сетки-рабицы

К стыду своему, даже не знал, что в ста метрах от редакции «Алтайской правды» работает современное промышленное предприятие,  входящее в топ-30 Всероссийского национального бизнес-рейтинга, в котором находится 6500 компаний.

Завод ведет историю с 1985 года, с кооператива по производству сетки-рабицы.

Тогда такая сетка была в дефиците. «Только дашь объявление в газете – и на год очередь выстраивается из покупателей. Времена были счастливые, – вспоминает Игорь Афонин, директор и владелец «Аксоида». – Мы придумали станки, которые сами плели, сами закручивали сетку».

Но со временем рынок насытился, только в Барнауле появилось 25 производителей рабицы. Жизнь заставила перейти к другим видам продукции. Когда конкуренты делали сетку с ячейкой 100 мм,  Игорь Афонин начал плести ее с просветом 50, 30, 20 и даже 5 мм. Поэтому именно к нему пришли представители кондитерской фабрики и попросили сделать им транспортерную сетку, похожую на ту, что выпускал кооператив.

Заказ был выполнен. С того времени номенклатура продукции стала меняться в сторону транспортерных сеток. «Мы посещали выставки, изучали продукцию других производителей, звонили потенциальным заказчикам, рассказывали, что умеем делать подовую сетку, на которой пекут батоны, баранки и другие хлебобулочные изделия, – говорит коммерческий директор «Аксоида» Жанна Афонина. – Потом у нас появились в Москве дилеры, согласившиеся продвигать нашу продукцию по всей стране».

Творческий процесс

В настоящее время это завод, где с использованием передовых технологий выпускают транспортерные сетки, роликовые цепи и другое оборудование для пищевой, металлургической, горнодобывающей, химической, нефтедобывающей промышленности.

Самая востребованная и самая рентабельная продукция «Аксоида» – глазировочная сетка, которую обычно применяют на кондитерских предприятиях для транспортировки конфет. Придумать, как можно сделать ту или иную сетку, – целое дело. Такими технологиями конкуренты не делятся, стандартного оборудования не применишь. Поэтому приходится всякий раз изобретать своё, задействовать творческие способности.

Направление, в каком надо модернизировать станок, задает директор, а уже творческий коллектив его воплощает. «У нас нет проектного отдела. Это мы не любим, собираются несколько человек и придумывают на ходу», – объясняет руководитель.

Людей, которые выдвигают идеи, надо замечать и всячески поддерживать, считает директор, вспоминая,  как он сразу после окончания вуза работал в специальном конструкторском бюро Барнаульского станкостроительного завода. Тогда он пришел к главному инженеру с реальными предложениями по модернизации технологического процесса, но начальник объяснил, что это никому не надо. А потом сталкивался много раз с равнодушием и некомпетентностью ИТР. Теперь директор «Аксоида» с недоверием относится к вузовским дипломам: пусть вначале человек на деле покажет свои способности.

У самого Игоря Афонина их не занимать. А поддерживает себя в тонусе он глядя на работы известного барнаульского скульптора Сергея Мозгового, которые во множестве присутствуют в офисе предприятия.

«Они меня вдохновляют на творчество, – признается директор. – Гляжу на них и понимаю, что мы отстаем от этого художника».

Кажется, что в данном случае наш герой прибедняется. Конечно, в художественном плане станки, придуманные на «Аксоиде», уступают скульптурам Мозгового, зато по своим функциональным свойствам – ничуть. Некоторые, собранные еще из советских запчастей, но снабженные ЧПУ, сами выполняют нужные операции.

«Мы такую интересную технологию производства придумали, что голландцы даже к нам гонца засылали, пытались выведать секреты. Поэтому мы ее запатентовали, – рассказывает директор. – На выставке с немцами поменялись образцами сетки, и наша оказалась лучше. И это притом, что немцы занимаются ее производством сто лет, а мы 15 и за это время поменяли пять поколений станков».

Трудности

Между тем Игорь Афонин говорит, что продвинуть на европейский рынок свою продукцию крайне трудно. Да и на отечественный не так просто. До кризиса 2014 – 2015 годов большая часть российских потребителей использовали импортную сетку. Но когда с падением курса рубля она резко подорожала, стали больше интересоваться местной. Правда, пока не все верят, что российский товар может быть лучше. К тому же на рынке еще есть китайцы с относительно недорогой продукцией. Поэтому на «Аксоиде» стараются удешевить свою сетку. Для этого надо совершенствовать технологию, полностью уйти от ручного труда, считает Игорь Афонин.

Сейчас он по соседству с действующим производством заложил фундамент нового цеха. На строительство взял льготный кредит в рамках госпрограммы развития малого и среднего бизнеса. «Просили 10 млн, а дали только 6 млн рублей, и то пришлось заложить два здания», – уточняет Жанна Афонина.

Конечно, брать кредиты, чтобы банкиров кормить, не очень хочется. Другое дело – гранты. Администрация Барнаула дважды выделяла деньги заводу на приобретение оборудования. Но с этого года финансовой поддержки нет. Зато сейчас идет открытый диалог с властью, который принесет свои плоды, считает коммерческий директор.

На вопрос о планах Игорь Афонин отвечает: «Пойдем туда, где речка течет с деньгами». – «Вот только как эту речку найти? – сомневаюсь я.

«А это жизнь заставит. Пробуем делать пластиковые сетки, поедем на выставку, посмотрим, что предлагают другие…»

Фото с сайта компании

Фоторепортаж