С какими проблемами сталкиваются печатные издания Алтайского края

18:20, 17 декабря 2023г, Общество 773


С какими проблемами сталкиваются печатные издания Алтайского края Фото №1

Фото Олег БОГДАНОВ

Падение тиражей печатных изданий, наблюдаемое в последние десятилетия, продолжается. О том, что происходит с региональной и российской прессой, рассказал «АП» Владимир Касютин, секретарь Союза журналистов России, главный редактор журнала «Журналистика и медиарынок».

Тяжелее, чем раньше

– Владимир Леонидович, вы стали одним из гостей форума в Белокурихе. Поделитесь впечатлениями.

– Здорово, что такая большая встреча представителей СМИ региона состоялась, ведь со времен последнего подобного форума прошло уже почти 10 лет. Были в этот период локальные мероприятия, часть из них проводили по инициативе СЖР. Но в этот раз получился серьезный образовательный интенсив.

Важно и то, что сюда приехал председатель Союза Владимир Соловьёв. В дни форума он встретился с губернатором края. Удалось обсудить предложение о проведении в следующем году образовательного форума. Это поможет развитию медиапространства региона.

– Секция с вашим участием на «Алтаймедиа-2023» предполагала «разбор полетов» региональной печатной прессы. Один из выводов – о том, что качество продукции, к сожалению, не слишком растет. С чем это связано, на ваш взгляд?

– В данном случае необходимо рассматривать ряд факторов. Одна из главных причин такого положения, по моему мнению, связана с тем, что в последнее время проводится не так много образовательных мероприятий, встреч с профессиональным разбором. Недостает такой открытости, чтобы сюда приезжали эксперты и коллеги из других регионов, а делегация Алтайского края отправлялась на форумы российского уровня. Например, на фестиваль в Сочи, который проводит СЖР вот уже много лет. Были годы, когда из вашего региона туда ездили десятки человек. Профессиональные встречи – обмен информацией, технологиями работы, энергией. Это дает результаты даже с учетом того, что сегодня работать тяжелее, чем раньше.

Поэтому инициативность коллег и открытость региона – то, что может ситуацию направить в нужное русло. И в этом смысле хорошо, что председателем СЖР в крае стал человек, способный быстро «закрутить» такой форум.

Если говорить о печатной прессе, то здесь объективно денег стало меньше. Потому что большие проблемы с распространением, есть сложности с рекламой. Это привело к снижению доходов, следом сократились коллективы. При этом работы стало больше: наряду с прежними вопросами появились новые. Например, взаимодействие с аудиторией в социальных сетях. В таких условиях некоторые опускают планку. К счастью, так делают не все. Есть и хорошие примеры: одна из лучших газет в стране – «Змеиногорский вестник». Коллектив редакции воплотил в жизнь несколько проектов, которые получили поддержку Фонда президентских грантов.

Печатное слово

– В обществе бытует мнение, что «век бумажных газет прошел», поскольку «теперь все можно найти в Интернете». Насколько справедливо это убеждение?

– Ситуация с бумажными газетами неоднозначна. Отличаются в этом смысле и страны, и даже отдельные регионы. Есть территории, на которых сложно распространять бумажные издания, потому что пространства гигантские с низкой плотностью населения. Это север страны и Сибирь – особенно восточная ее часть. Более простые в этом плане местности – Челябинская или Липецкая области. Но зато есть другие, на первый взгляд, не очевидные проблемы. Здесь лучше коммуникация и Интернет, поэтому люди менее склонны читать бумажные газеты.

Все найти в Интернете непросто, и с каждым днем это сделать еще сложнее. Слишком большой поток информации, часть из которой имеет мало общего с реальностью. Попробуйте, например, понять, что происходит с региональной прессой. Составить «картинку», читая только всемирную паутину, можно с большим трудом. Все-таки хорошая бумажная газета – источник концентрированной локальной информации. За ней стоит большая системная работа на конкретной территории.

Если касаться мегаполисов, то с печатными СМИ здесь сложнее – для качества нужно оперативно охватывать и обрабатывать большие массивы данных. Хотя и в этих условиях «бумага» имеет свои преимущества. Электронные ресурсы, сайты, блоги, каналы – все это распадается, и объединить жителей одного района для решения той или иной проблемы в Интернете – в чате, например – становится сложной задачей. На мой взгляд, бумажная газета важна, потому что она способна удержать определенный коллектив вокруг себя, в то время как проекты в Интернете сразу сокращают штат, теряется возможность работать системно.

Думаю, что век бумажных газет еще не прошел. Но их дальнейшая судьба зависит от нескольких факторов – господдержки, от того, насколько почта еще будет способна выполнять свои функции. Из-за ситуации, сложившейся вокруг доставки, часть изданий страны половину, а то и больше от тиража, распространяет самостоятельно. В ход идут разные средства «альтернативы» – одни развозят газеты по офисам, организациям, магазинам, другие – создают собственные службы подписки, третьи идут на рассылку электронной версии. Еще один фактор – типографии. Пока они будут предоставлять свои услуги, печатное слово продолжит существовать.

Альтернативы

– Какие тенденции наблюдаются в развитии печатных изданий? С чем они связаны?

– Первое – и самое очевидное – многие пытаются заменить почту альтернативными каналами доставки. Стоит отметить, что при этом отечественная местная и региональная пресса улучшила качество – все больше стильных решений в дизайне и верстке. Многие издания по этому показателю на уровне лучших печатных СМИ страны. В этом списке есть, кстати, и «районки».

Еще один момент – часть местных изданий теперь развивается и в соцсетях. Здесь тоже есть серьезные результаты – например, десятки, а иногда и сотни тысяч просмотров размещенных материалов. Это не может не влиять. С одной стороны – прекрасно, ведь такая активность может привлечь новых подписчиков. С другой это влияет на качество журналистики в печатной версии, поскольку есть соблазн формат постов перевести на бумагу. Там это выглядит, по меньшей мере странно. Кроме того, на этой почве у молодых журналистов возникают внутренние противоречия. Есть ли смысл писать серьезные работы для «бумаги», если от них нет такого отклика, как от милых фото котиков в ленте издания в соцсетях?

Используют сейчас в печати и новые технологии. Например, искусственный интеллект – нейросети. Есть мнение, что они заменят журналистов. Но, как показывает практика, хороший живой текст может создать только талантливый специалист. ИИ же при этом можно рассматривать как хорошее подспорье в решении технических вопросов.

Говоря о содержании региональной прессы, обозначу рейтинг тем – СВО, коммунальные проблемы, а также прошлое страны – взгляд в ретроспективу. Это вызывает больший отклик как в Сети, так и у получателей бумажной версии газеты.

– Проблемы, связанные с почтой, в той или иной мере коснулись практически всех. Так, российские газетчики сообщают, что уже в следующем полугодии они не досчитаются едва ли не половины от текущего объема подписки. Под удар попала и газетная индустрия. Знаю, среди журналистов была идея обратиться с наболевшим вопросом на президентскую прямую линию. Инициатива эта, в большей степени, стихийная…

– Я уже давно не верю, что почту можно реформировать. Удерживать ситуацию на уровне местных руководителей отделений – муниципальных, региональных – может быть, реально. Но уже не раз федеральные руководители почты бывали на мероприятиях Союза. И, к сожалению, видим, что любые попытки как-то повлиять на ситуацию, в том числе и со стороны СЖР, не привели к серьезным изменениям. Потому вопрос нужно выводить на самый верхний уровень.

Фоторепортаж