Редкий трофейный Mercedes из Германии ходил по улицам Барнаула

15:15, 13 мая 2016г, Транспорт 1579


Редкий трофейный Mercedes из Германии ходил по улицам Барнаула Фото №1

В Барнауле в послевоенные годы работал уникальный трофейный автобус Mercedes-Benz 010000 1937 года выпуска.

Это сейчас в Барнауле можно встретить автомобиль любой марки – от «Запорожца» до современного электромобиля Tesla S (о нем мы писали в рубрике «Невиданное дело» в августе 2013 года. – Прим. «АП»). Но почти нереальным может показаться тот факт, что в 50-е годы прошлого века по улицам провинциального сибирского города ездил уникальный длинный Mercedes-Benz. Но этому факту есть подтверждение – фотографии. Барнаулец Михаил Пронькин выставил редкие фотографии в Интернете: на них запечатлено, как автобус Mercedes проезжает по пл. Свободы, перекрестку проспекта Ленина и улицы Партизанской.

Кто автор фотографий, информации не сохранилось, но вот история, как Mercedes-Benz попал в Барнаул, существует. Краевед Евгений Платунов пояснил «Алтайской правде»:

– Этот редкий Mercedes – трофейный, его доставили в Барнаул из Германии после Великой Отечественной войны. Наш земляк Михаил Соколов в книге «АвтоНАШЕСТВИЕ на СССР. Трофейные и ленд-лизовские автомобили» (кто заинтересуется, издание есть в краевой библиотеке им.
В.Я. Шишкова. – Прим. «АП») подробно рассказал, как немецкая техника обретала в советских регионах новую жизнь. И, кстати, кроме Mercedes по Барнаулу в послевоенное время ходил немецкий трофейный автобус W39. Сохранился снимок даже его водителя.

Мы отыскали эту книгу, и вот несколько любопытных цитат:

«География распространения трофейных автомобилей в первую очередь включала в себя республики Прибалтики, Украину, Белоруссию, Молдавию и западные регионы РФ, но иногда отдельные их экземпляры волею судеб проникали далеко на восток СССР и даже в Сибирь, вплоть до Забайкалья и Дальнего Востока.

Дефицит автобусов в СССР, как маршрутных, так и служебных, был сопоставим с дефицитом грузовиков, но восполнялся гораздо медленнее. Поэтому те самые автобусы W39 на шасси 3,6 – 47 с кузовами «Людвиг», мерседесы и машины других фирм оказались чрезвычайно востребованы на послевоенных пассажирских маршрутах, особенно в глубинке, где, кроме как на эти транспортные единицы и уцелевшие довоенные автобусы (как правило, доходяги), рассчитывать было пока не на что. Их тоже ремонтировали, внедряя отечественные узлы и убирая эмблемы, и выпускали на линию. Эти машины были распространены не только в западной части страны, попавшей под оккупацию, но проникли и далеко в восточные регионы и Сибирь, где пассажирский транспорт находился в еще более плачевном состоянии. Так, например, автобус W39 с кузовом фирмы «Людвиг» на шасси «Опель-Блиц 3,6 – 47» с самодельной облицовкой радиатора и передним мостом под 6 шпилек использовался в качестве маршрутного в Барнауле на рубеже 1940 – 1950 годов.

Про Mercedes-Вenz 010000 известно, что это был самый большой автобус в модельном ряду Mercedes-Benz. Этот автобус-гигант покинул завод в Гаггенау в 1937 году. Оснащённый шестицилиндровым дизельным мотором ОМ54 объёмом 12 520 куб. см и мощностью 150 л. с. двенадцатиметровый трёхосный автобус массой при полной загрузке 17 300 кг разгонялся до 65 км/ч. Основным заказчиком Mercedes-Benz 010000 была немецкая почтовая служба (Deutsche Reichspost), которая, помимо всего прочего, занималась и междугородними пассажирскими перевозками. Автобусы строились на базе грузового автомобиля Ll0000, который выпускался с 1935 года. При общем тираже 386 экземпляров после 1945 года в западных землях Германии осталось трудиться около полусотни подобных машин. С учетом меньшей степени урбанизации в восточных землях работало ещё меньше 010000, подавляющее большинство из них погибло в ходе боевых действий. Сражения в городах шли ожесточенные, спрятать и уберечь от огня и бомбежек такие крупные машины было практически невозможно. До наших дней дожил единственный экземпляр Mercedes-Benz 010000 – в варианте фургона почты Австрии, который обнаружили лет двадцать назад. После проведенной реставрации он хранится в заводском музее Mercedes-Benz. Несколько машин после войны попали в Советский Союз, в том числе и в Барнаул».

В газетах 50-х годов писали, что горожане прозвали трофейный автобус крокодилом. Машина несколько раз ломалась, но на заводе «Трансмаш» на автобус установили новый двигатель. К сожалению, что случилось с машиной после – неизвестно.

Фоторепортаж