Разрез «Бородинский» в январе-феврале 2016 года планирует отгрузить миллиардную тонну угля

16:30, 18 сентября 2015г, Общество 2491


Разрез «Бородинский» в январе-феврале 2016 года планирует отгрузить миллиардную тонну угля Фото №1

Такого в России пока никому не удавалось. 6-8 процентов добываемого в нем твердого топлива направляется в Алтайский край.

Разрез находится на окраине города Бородино Красноярского края и базируется на уникальном месторождении угля, выдержанного по качеству, глубине залегания, коэффициенту вскрыши и мощности пластов. Всего разрабатывается четыре пласта, основной достигает толщины 56 метров.

Разрез начали строить сразу после войны демобилизованные солдаты и репатриированные военнопленные, уже через пять лет он был введен в эксплуатацию с производственной мощностью 1 млн тонн бурого угля в год. За 65 лет предприятие пережило несколько реконструкций, внедрение новой технологии и техники. Последняя глобальная модернизация прошла в 1975 году. В 1984-1986 годах в разрез были поставлены роторные и шагающие экскаваторы, которые работают по сей день. И с учетом непрерывного обновления части оборудования еще лет 20-25 могут успешно обеспечивать углем регионы России, уверен управляющий Бородинским разрезом Николай Лалетин.

Последние годы в разрезе добывают по 17-24 млн тонн в зависимости от потребностей потребителей. На спрос влияет полноводность рек, на которых находятся ГЭС. Если воды много, то гидроэлектростанции работают на полную мощность, производя дешевую электроэнергию. И тогда их конкуренты – ГРЭС и ТЭЦ запрашивают меньше угля.

Если посмотреть на разрез сверху, то он напоминает  подкову, длина которой километров семь, а ширина – полтора. Вдоль него на разных высотах проложены железнодорожные пути, по которым двигаются составы с  углем  либо со вскрышей (пустая порода, покрывающая залежи  угля). Железнодорожный транспорт экономичнее автомобильного. Не случайно на этом разрезе получается самый дешевый уголь в мире. Себестоимость добычи тонны составляет примерно 150 рублей. Для сравнения, тонну каменного угля из шахты поднять обойдется уже в 700 рублей.

Технология добычи угля выглядит примерно так. Вначале снимают бульдозерами почвенный слой, затем бурят шурфы и взрывают вскрышу. После этого шагающий экскаватор переносит ее своим ковшом в сторону, засыпая место, где уже выработали уголь, дальше идет рекультивация территории. А с другой стороны экскаватор расчищает еще не тронутый угольный пласт. Стрела у него 70 метров, а ковш
9 кубометров (примерно как кузов КамАЗа), так что можно представить масштабы. Выработав определенный участок, машина перемещается вперед (шагает) с помощью так называемых  лыж.

Другие экскаваторы грузят вскрышу в короткие открытые полувагоны, которые горняки называют думпкарами. Они могут сами выгружать породу в отвалы, поднимая борт в одну сторону либо в другую.

Очищенный от вскрыши пласт разрабатывают роторными экскаваторами. Эта тридцатиметровая махина (с десятиэтажный дом) на гусеничном ходу одновременно и копает уголь с помощью колеса с закрепленными на нем ковшами, и грузит в вагоны. Копкой угля управляет машинист ротора, а погрузкой в вагоны – другой с помощью разгрузочной консоли.

Вообще, обслуживанием экскаватора занимаются сразу пять человек. Работа, особенно на погрузке, требует виртуозности. Надо умудриться заполнить вагон углем равномерно за несколько секунд, не просыпав его на рельсы, чтобы избежать схода вагонов.

– Но и ротором управлять не всякий сможет. Это летом комфортно, а зимой в забое теплый уголь парит и почти ничего не видно, – рассказывает помощник машиниста экскаватора Юрий Мельников, – да и работать зимой приходится вдвое больше, так как потребность в угле растет.

Между  тем машинистом экскаватора работать в разрезе очень престижно, попасть на это место стремятся даже инженеры. Их прельщает не только высокий заработок, но и видимые результаты своего труда. За час один машинист добывает более 3 тысяч тонн угля.

Вывозкой угля из разреза занимается бородинское погрузочно-транспортное управление, которое доставляет вагонами топливо до станции Буйная, находящейся в 24 километрах. А ремонтирует всю технику, включая экскаваторы и тепловозы, Бородинский ремонтно-механический завод. Все три предприятия входят в структуру Красноярского филиала Сибирской угольно-энергетической компании (СУЭК-Красноярск).

Василий Дёгтев, начальник отделения бородинского сбыта, рассказывает об особенностях добываемого угля:

– Наш уголек хорош тем, что при сгорании выделяет много тепла и мало вредных примесей, радиационный фон в разрезе не отличается от естественного. Зола, оставшаяся после сжигания, относится к самому низкому классу опасности. Поэтому потребителям практически не приходится платить государству за произведенные отходы.

Основной потребитель бородинского угля – предприятия Сибирской генерирующей компании, которые расположены на территории пяти субъектов Федерации. Подавляющее количество сжигают на ГРЭС и ТЭЦ Красноярского края. До 200 тысяч тонн в месяц этого угля потребляет Барнаульская ТЭЦ-3 зимой и около 70 тысяч тонн – летом.

– Каждый из четырех пластов отличается качеством,  но на барнаульскую ТЭЦ-3 мы поставляем самый лучший уголь, чтобы обеспечить бесперебойную работу котлов с жидким золоудалением, – отметил Василий Дёгтев.

Этой зимой горняки рассчитывают добыть миллиардную тонну угля. Если весь этот уголь погрузить в вагоны, то получится состав, длиной в восемь раз превышающий экватор Земли. Но в земле еще останется 2,7 млрд тонн. Так что работы бородинцам хватит лет на сто пятьдесят.

Фоторепортаж