Полномочия и деньги

09:50, 09 сентября 2014г, Общество 1417


1
1

Фото Сергей БАШЛЫЧЕВ

Сегодня в крае идет работа по определению оптимальной модели организации местного самоуправления. 

26 мая в Иваново состоялось заседание Совета при президенте Российской Федерации по развитию местного самоуправления.  А на следующий день вступили в силу изменения в статью 26.3 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации». Главным здесь стало повышение роли регионов в регулировании местного самоуправления. О том, как идет такая работа в Алтайском крае, рассказывает председатель ассоциации «Совет муниципальных образований Алтайского края», член президиума Общероссийского конгресса муниципальных образований, глава администрации Алейского района Светлана Агаркова:

Хочу напомнить слова президента РФ Владимира Путина, сказанные в Иваново: «Важно, чтобы все понимали: в основе системы правового регулирования местного самоуправления в России лежит свобода выбора. Ничего нельзя навязывать – надо обязательно принять во внимание мнения глав муниципалитетов, депутатов представительных органов».

В адрес ассоциации поступают предложения из территорий о том, какова должна быть структура местной власти и какие полномочия она станет осуществлять. Понятно, что в процессе обсуждения можно услышать совершенно противоположные подходы к решению одной и той же задачи. Я считаю, что это не случайно, ведь каждый район имеет свои особенности развития.

Эффективное управление территорией достигается тогда, когда муниципалитет имеет ровно столько полномочий, сколько способен подтвердить конкретными делами. Поэтому здесь одно из двух: либо реальные полномочия, либо увеличение финансирования. А другого и не дано.

В анкетировании в рамках проводимого обсуждения приняли участие администрации сельских советов Алейского, Завьяловского, Залесовского, Змеиногорского, Курьинского, Мамонтовского, Павловского, Ребрихинского, Романовского, Рубцовского, Солонешенского, Смоленского, Топчихинского, Шелаболихинского и ряда других районов.

Обсуждались новации для городов. Подавляющее большинство городских округов посчитали, что их представительный орган должен избираться на муниципальных выборах, его глава избирается из состава депутатов. А глава местной администрации назначается по контракту. И совмещения двух этих должностей одним 
лицом не должно быть.

Анкетирование показало, что совсем небольшая часть муниципалитетов считает необходимым всенародное избрание глав администраций районов. Такого мнения придерживаются администрации Угловского, Усть-Пристанского, Хабарского и некоторых других районов.

Понятно, что наибольшие дебаты идут вокруг полномочий и, естественно, средств, которые закладываются в бюджете на их осуществление. Считаю, что за сельскими поселениями нужно оставить двенадцать полномочий. А остальные будут переданы на районный уровень. Ведь есть полномочия, которые необходимо исполнять только на местах – в сельских советах. Не могу себе представить, как на районном уровне, к примеру, можно организовывать ритуальные услуги и содержание мест захоронения, а также по сбору и утилизации бытовых отходов.

Содержание дороги и водоснабжение должны тоже входить в полномочия сельских поселений. Так считают, к примеру, в Верх-Обском сельсовете Смоленского района.

Администрация Волчихинского района предлагает оставить за сельскими поселениями около тридцати полномочий. В то же время Бурлинский, Залесовский, Косихинский, Панкрушихинский, Шипуновский, Немецкий национальный районы предлагают ограничиться перечнем вопросов местного значения, закрепленных за сельскими поселениями 136-ФЗ, то есть ограничив их 13 полномочиями. Администрация Курьинского района считает, что за сельскими поселениями нужно оставить такие вопросы, как сохранение, использование и популяризация объектов культурного наследия, находящихся в собственности поселения; организация ритуальных услуг и содержание мест захоронений; создание условий для деятельности добровольных формирований населения по охране правопорядка.

Но понятно, что все вопросы можно решать только при соответствующем финансировании. В администрации Новичихинского района считают, что «основная проблема как муниципальных районов, так и сельских поселений – это отсутствие финансовой базы и поэтому, какая разница в этом случае, кто будет исполнителем того или иного полномочия». Понятно, что из-за отсутствия достаточного финансирования такие полномочия могут носить декларативный характер и не нести за собой функциональных обязанностей. В связи с этим теряется статус органов местного самоуправления. Программа предложенных изменений в 131-ФЗ хоть и затрагивает минимум 25 различных кодексов, но даже не упоминает о перераспределении доходов от федерального бюджета к региональным и муниципальным. Подобного мнения придерживается большая часть муниципального сообщества края. При дотационных бюджетах большинства муниципальных районов края переданные им дополнительные полномочия еще сложнее будет выполнять.

И времени для продолжения дискуссии у нас немного. Ведь в конце октября такой краевой закон должен быть принят. А с 1 января 2015 года органы местного самоуправления будут жить по новым нормам 136-ФЗ. Поэтому муниципалитетам нужно активнее обсуждать предлагаемые к рассмотрению нормативные 
документы.

Фоторепортаж