Топчихинский сыр-завод "Рикон" будет производить творог, сметану и сливки по классическим "бабушкиным" рецептам

12:57, 29 сентября 2014г, Общество 2687


1
1

Фото Сергей БАШЛЫЧЕВ

Производитель сыров компания «Рикон» планирует освоить широкую номенклатуру цельномолочных продуктов по классическим рецептам.

Это будут дорогие и качественные творог, сметана, сливки, которых, как считают на предприятии, пока не хватает в магазинах края. А сырье для них поставят жители 25 сел Тальменского и Топчихинского районов, объединенные в сельскохозяйственные потребительские кооперативы.

Одни плюсы

На сырзаводе «Рикон», расположенном в селе Зимари Топчихинского района, мы побывали в конце лета.

– Сейчас надои стали падать, поэтому перерабатываем примерно по 20 тонн молока в сутки, а пару месяцев назад и по тридцать осваивали, – начинает экскурсию по предприятию технолог Константин Жидких.

Сквозь шум работающего оборудования Константин знакомит с тонкостями производства, объясняет, почему здесь упор делают на мягкие сыры:

– В основном на Алтае молзаводы ориентированы на полутвердые сыры, а мы – на мягкие. С одной стороны, чтобы отстраниться от конкурентов, с другой – технология проще и менее затратная. В мягком сыре больше влаги, он не требует созревания. Сварили, упаковали – и сразу на прилавок. Если на полутвердый уходит 10 кг молока, то на мягкий – около 6 кг. Одни плюсы, да и цена не намного ниже.

Но есть в номенклатуре «Рикона» и полутвердый сыр. Его продают в виде подкопченных «косичек» к пиву. Если кто-то, попивая хмельной напиток с вкусной «косичкой», невольно задумывается, как ее заплетают, то докладываем: как обычную женскую косу – вручную. Сидят с десяток работниц за столами и заплетают сырные нити, полученные в плавителе и нитевытягивателе. Потом везут всё в коптилку и на вакуумную упаковку. Тут уже в основном работают автоматы и полуавтоматы, облегчая труд персонала.

Европейский путь

Константин Жидких вспоминает, что завод возник на месте совхозной станции по переработке молока. А сейчас это современное производство, всюду установлено импортное оборудование. После того как придет природный газ,  планируют провести сертификацию продукции по ХАССП. Это – концепция, в основе которой лежит анализ опасностей, оценка рисков и определение контрольных точек в процессе производства. Введение ХАССП требуют правила Таможенного союза, к тому же это повышает авторитет торговой марки, поскольку как минимум означает, что на предприятии производят безопасные продукты питания.

Но безопасность сегодня – это мало, понимает руководитель «Рикона» Олег Махнаков. Нужно выделиться среди конкурентов высоким качеством продукции, а для этого надо иметь много хорошего молока. Застарелую для алтайских сыр-заводов проблему дефицита сырья Олег Махнаков решает организовывая кооперативы.

– В Тальменском районе мы приобрели хозяйство и довольны им. «Гриф» хорошо развивается, надои выросли до 5,5 тысячи килограммов на корову. Но его продукции оказалось недостаточно, начали создавать снабженческо-сбытовые сельскохозяйственные потребительские кооперативы. В Тальменском районе кооператив назвали «Колос», в Топчихинском – открыли кооператив «Восход». В двух районах в кооперативы входят 400 семей из 25 сел. Каждый член кооператива занимается тем, что хорошо умеет делать: кто-то заготовкой сена, кто-то искусственным осеменением коров. Свои услуги и продукцию они продают кооперативу, а тот после реализации сыра рассчитывается со своими пайщиками деньгами.

«Рикон» тоже член кооператива. Кооператив продает обществу молоко, перерабатывает на своем заводе и рассчитывается сыром. Кооператив сам реализует сыр. У него заключены договоры на реализацию с крупными сетями «Ашан», «Метро», «Лента» по всему Сибирскому федеральному округу. Конечно, завод помогает со складскими помещениями и с продажей. Вот такая слегка усложненная, но, видимо, оправдывающая себя схема.

– Этим летом сети впервые за несколько лет понизили закупочные цены на сыр, – сетует Олег Махнаков. – Между тем наши кооперативы – одни из немногих, где закупочные цены на молоко остаются стабильными в течение года – 13-14 руб. за литр в зависимости от качества.

В рамках программы развития кооперации в Алтайском крае кооператорам удалось приобрести хорошие охладители для молока, танки для хранения, купили емкость для транспортировки. Теперь 400 семей себя обеспечивают работой. За прошлый год пайщики получили 28 млн. руб. Вышло примерно по 90 тысяч на семью.

На все затраты собственных средств у «Рикона» не хватает, поэтому приходится занимать. Причем банки при выдаче кредитов принимают в залог имущество с большой скидкой, страхуя таким образом риск невозврата. Поэтому за недостающей суммой залога предприятие обращается в Алтайский гарантийный фонд. Обычно сами банки и предлагают услуги фонда. Если для большинства предпринимателей доля поручительства АГФ составляет 50%, то для сельскохозяйственных потребительских кооперативов – до 70% от залогового обеспечения.

– Предоставив импортное доильное оборудование и холодильники, обеспечив кормами, искусственным осеменением коров, мы добились, что с частных подворий молоко поставляется нам хорошего качества. Не хуже, чем от коллективных хозяйств, – уверяет директор «Рикона». – Мы идем по европейскому пути, который основан на доверии друг к другу: проводим среди членов кооператива праздники, где чествуем лучших сдатчиков, обсуждаем варианты решения проблем.

По бабушкиному рецепту

Олег Махнаков планирует освоить на заводе весь перечень цельномолочных продуктов по классическим рецептам.

– Например, варить творог, как это делала моя бабушка, чтобы было вкусно и без обмана, – мечтает предприниматель. – Конечно, можно добавить в творог альбумин, чтобы сэкономить. И потребитель на вкус этого не заметит. Но мы хотим занять сегмент дорогих качественных продуктов, поэтому не будем лукавить перед  покупателями.

Производство будет небольшое, на 5-6 тонн сырья в день, и не потребует строительства отдельного цеха.

Казалось бы, сегодня ситуация для развития бизнеса в экономике не самая лучшая. Большинство предпочитает отказаться от инвестирования и переждать непогоду.

– Тихо отсидеться не получится, – считает Олег Махнаков. – Либо ты упал ниже дна и больше не поднялся, либо ищешь свое место на рынке, свой сегмент.

Руководитель «Рикона» уверен, что дорогие качественные продукты будут востребованы сегодня покупателями.

– Сегодня в Барнауле этот сегмент рынка почти пустует. Если не считать продажу по Интернету пятнадцати литров молока в день, взятых в селе Зайцево у наших бывших сдатчиков. Но пока алтайские потребители не готовы приобретать товар в Сети, им хочется прийти в магазин и выбрать его.

Фоторепортаж