Он умел учиться, умел работать - памяти Владимира Коновалова

14:00, 15 апреля 2016г, Общество 3408


1
1

Фото Евгений НАЛИМОВ

Его скоропостижный уход из жизни 7 апреля нынешнего года стал неожиданностью для всех, поскольку впечатления больного, немощного человека генеральный директор завода «Ротор» Владимир Викторович Коновалов не производил никогда. А особенно больно и остро сжимается сердце,  когда родной или просто близкий, уважаемый тобою человек уходит из жизни вот так, в одночасье. Владимир Викторович пользовался уважением разных людей, многим из них он помогал. И память о нем осталась добрая и долгая, и слова «а вот Коновалов бы…» наверняка можно будет услышать в разговоре промышленников спустя и десять, и двадцать лет…

Энергия,  напористость, способность, как в бою, быстро принять единственно нужное решение у генерального директора завода «Ротор» Владимира Викторовича Коновалова были качествами не только приобретенными за долгие годы руководящей работы, но и врожденными. Перешли к нему, в частности, от деда и дяди. Первый был командиром эскадрона знаменитой 25-й Чапаевской дивизии, второй – боевой летчик Великой Отечественной. Коновалов в детстве и сам мечтал стать летчиком, поступал в Балашовское летное училище, но не прошел по конкурсу.

С полной отдачей

Неудивительно, что первое, что сделал Коновалов, став в 2001 году генеральным директором «Ротора», – это закрыл активно действующую тогда на проходной завода барахолку и уволил с предприятия «специалистов», имеющих привычку выпивать во время работы. В цехах и на территории был наведен порядок, соответствующий оборонному предприятию. Были восстановлены размороженные площади цеха электро­элементов и на них организовано производство электродвигателей товаров народного потребления. Владимир Викторович в ударном порядке начал строить внутри завода собственную котельную на газе, что значительно сократило долю затрат в себестоимости выпускаемой предприятием продукции.

Вскоре арбитражный суд снял с завода долг в размере 350 миллионов рублей. На предприятии начали ежемесячно выдавать заработную плату, чего на «Роторе» не было уже давно. Стали налаживаться и утерянные производственные связи с судостроительными и авиационными институтами и заводами, и вместе с тем стал значительно увеличиваться объем производства. Говоря просто, было предотвращено дальнейшее падение предприятия и сделаны первые шаги на пути возвращения ему былой славы и мощи, а затем и выхода на новый виток развития.

К человеку, который сумел это сделать, пословица «Где родился, там и пригодился» изначально кажется неприменимой. Родился Владимир Коновалов в селе Клинцовка Пугачевского района Саратовской области 21 января 1946 года. В 1969 году окончил Саратовский институт механизации сельского хозяйства по специальности «Инженер-электрик» и по распределению был направлен в Барнаул, о чем, по его собственным словам, никогда не жалел и был благодарен судьбе за то, что, приехав молодым специалистом на Алтай, остался здесь навсегда.

Начиная с 1969-го по 1982 год Владимир Викторович со свойственной ему энергией и полной отдачей последовательно трудился инженером-конструктором, энергетиком цеха, заместителем главного энергетика, главным энергетиком и заместителем главного инженера Барнаульского котельного завода. В 1982 – 1983 годах он – секретарь партийного комитета ПО «Сибэнергомаш». С 1983 по 1990 год работает председателем исполкома районного совета народных депутатов, первым секретарем Октябрьского районного комитета КПСС, заведующим отделом Алтайского краевого комитета КПСС. С 1990 по 1996 год Владимир Викторович – заместитель председателя Алтайского крайисполкома, заместитель главы администрации Алтайского края. С 1997 по 2001 год – заместитель генерального директора, генеральный директор ОАО «Алтайэнерго».

Вспоминая Владимира Коновалова после его ухода из жизни, первый заместитель губернатора Алтайского края Сергей Локтев говорил, что Владимир Викторович сыграл очень важную роль в сохранении и развитии промышленности региона: «На каких бы участках Владимир Викторович ни трудился, он всегда добивался решения сложнейших задач. И когда это было связано с деятельностью Барнаульского котельного завода, и во время деятельности на посту заместителя главы администрации региона, когда в непростой период – с 1991 по 1996 год – он работал в качестве куратора промышленности. Он удержал, по сути, от развала промышленный комплекс Алтайского края – в этом его большая заслуга».

«Ротор»

Начало 2000-х,  «Ротор». Первые шаги на пути вывода предприятия из кризиса сделаны, но все, как говорится, только начинается. Дел впереди много.

В течение нескольких лет под руководством Владимира Коновалова при его огромной трудоспособности, энтузиазме, умении и инициативе были решены многочисленные и многолетние чрезвычайно сложные и важные задачи. Завод «Ротор», как и прежде, занял достойное место среди оборонных предприятий судостроительной промышленности России. В 2005 году впервые за предыдущие 15 лет на ОАО АПЗ «Ротор» был отмечен рост объемов производства на 25%. В последующие годы он достиг более высоких темпов. И вместе с этим на заводе началось техническое перевооружение основного производства.

С 2001 года на заводе было восстановлено производство специальной навигационной техники, наиболее сложная – цифровые автоматы для морских самонаводящихся торпед, гироскопические приборы и планшеты для навигационных комплексов.

Сегодня на действующей многоцелевой атомной подводной лодке «Барнаул» (и не только на ней) установлен навигационный комплекс (НК) «Симфония-071», изготовленный на барнаульском заводе «Ротор». Ежегодно бригады специалистов предприятия отправляются для обеспечения надежной эксплуатации, проведения регламентных работ выпущенных заводом изделий на авианесущий крейсер «Адмирал флота Советского Союза Кузнецов», тяжелый крейсер «Пётр Великий» и другие корабли Российского Военно-морского флота.

На «Роторе» делают гамму приборов на дизель-электрические подводные лодки, участвуют в изготовлении оборудования для атомных подводных лодок четвертого поколения проекта 995 («Борей»). Здесь, как и прежде, производят продукцию для Военно-морского флота РФ, а также для авиации и ПВО. Каждый год на заводе осваивают до 40 новых изделий, особенно для Военно-морского флота.

В последние годы

Начиная с 2014 года в связи с учрежденной в нашей стране программой перевооружения армии и флота работы у предприятия и, само собой, у его генерального директора значительно прибавилось. В 2014 году выпуск специальной продукции на «Роторе» увеличился по сравнению с предыдущим годом более чем на 34%. В этом же году на завод приняли 112 новых работников. Если объемы производства предприятия в 2014 году были на уровне 1,7 миллиарда рублей, то в 2015-м они составили 2 миллиарда. Причем рост шел по всем направлениям – от активного освоения перспективного гидроакустического комплекса для подводных лодок до увеличения выпуска товаров народного потребления (сепараторы, зернодробилки, электросушилки, электромясорубки и так далее), что дает предприятию возможность маневрировать на рынке.

В 2015 году работа на «Роторе» была организована в две смены при шестидневной рабочей неделе. Впрочем, самому Владимиру Викторовичу к такому режиму было не привыкать, поскольку очень часто он для него являлся обычным.

Однако находил Владимир Коновалов время и для отдыха, но и тут зачастую придумывал себе какое-нибудь благое дело. Когда уходил в отпуск, то любил заняться охотой или рыбалкой, обычно в районе села Шадрино. Как-то глава местной администрации попросил Коновалова помочь купить подарки детям на Новый год. Тот согласился. Нехорошо, когда дети в праздник без подарков. Зашел в плохо отапливаемую школу и решил, что это тоже нехорошо. Отопление было отремонтировано. Владимир Викторович вообще старался никому не отказывать в помощи – детям, церкви, школам, писателям в издании их книг.

«Если мы друг другу не будем помогать, – говорил он, – это последнее дело будет…»

*   *   *

– Я познакомился с Владимиром Викторовичем,  когда он работал заведующим промышленным отделом крайкома партии, – вспоминал бывший директор Алтайского моторного завода Владимир Захаров. – Этот человек запомнился мне сразу,  поскольку резко отличался от тех нацепивших на себя сиятельную маску партийных и прочих чинуш, с которыми мне случалось общаться. Крепкий российский мужик, настоящий хозяин и своему слову, и делу, за которое брался.

Таким же он был и во время работы в «Алтайэнерго», когда в силу сложившихся обстоятельств мог бы щеки надувать, но никогда этого не делал, со всеми вел себя одинаково доброжелательно, а в случае конфликтов – достойно. Никакого хамства и барства от него никто никогда не видел. У Владимира Викторовича были прекрасная, достойная биография и школа, которая дорогого стоила. Он умел учиться, умел работать, умел быть настоящим масштабным человеком и был им.

Справка
Владимир Викторович Коновалов – кандидат технических наук. Обладатель званий «Почетный машиностроитель», «Лучший директор года Алтайского края», был награжден медалями «300 лет Российскому флоту»,  «100 лет подводным силам России», Почетной грамотой администрации Алтайского края. Почетный гражданин города Барнаула. Дважды он становился победителем краевого конкурса «Директор года». В январе 2010 года Владимир Коновалов был отмечен государственной наградой «За заслуги перед Отечеством» II степени. В 2016 году он был награжден орденом «За заслуги перед Алтайским краем» II степени.

Фоторепортаж