О куклах, чуде и мечте

08:59, 27 марта 2015г, Культура 1821


1
1

Фото Андрей КАСПРИШИН

Премьера спектакля «Серебряное копытце» в театре кукол «Сказка» практически совпала с двумя важными праздниками конца марта – Международным днем кукольника и Днем театра.

В ожидании строительства своего нового здания на улице Пушкина «Сказка» пока дает спектакли в ДК моторостроителей, приспособив малый зал для своих специфических нужд, насколько это было возможно. Впрочем, корреспонденты «Алтайки» убедились, что некоторые бытовые сложности настоящему театральному волшебству помешать не могут.

Фантастические возможности

Простая сказка Павла Бажова о том, как старик охотник по прозвищу Кокованя удочерил сиротку Даренку, а она встретила в зимнем лесу мифического козлика Серебряное копытце, который на бегу рассыпает драгоценные камни, была выбрана режиссером Дмитрием Вихрецким просто из тех соображений, что это очень светлая и искренняя история. Да, в ней нет конфликта и решительной победы добра над злом, зато есть ожидание чуда.

– Чудо – штука недолговечная, оно происходит и тут же исчезает, а мы потом долго вспоминаем этот особенный момент в нашей жизни, – говорит Дмитрий Вихрецкий. – И мне хотелось научить маленьких зрителей фиксировать, складывать в копилочку каждое яркое впечатление в жизни.

Историю Бажова здесь рассказывают бродячие сказочники в народных костюмах (трое артистов театра кукол, работающие так называемым открытым приемом). 

Будто бы они путешествуют по стране и вот уже дошли от Урала до Барнаула, собрав по пути множество сказок. Они вытаскивают из больших плетеных коробов нехитрые декорации, которые тут же и собирают на глазах у зрителей, развешивают по бокам цветастые платки – импровизированные кулисы. И иллюстрируют свою волшебную историю с помощью планшетных кукол старика Коковани, девочки Даренки, ее рыжей кошки Муренки, сварливой соседки и симпатичного козлика со светящимся копытцем.

«Некоторые вещи в театре кукол просто невозможно сыграть, поэтому их сначала рассказывают, а потом немного показывают с помощью кукол», – объясняет режиссер. При этом в спектакле используются еще и элементы теневого театра, которые добавляют ему волшебства. И вот такими нарочито простыми средствами авторы добились напряженного внимания маленьких зрителей, которые ахали и привставали с мест ровно в тех местах, где это было задумано.

В спектакле заняты Ирина Нефёдова, Евгений Кукушкин, а также Дарья Шахова – недавняя выпускница академии культуры и искусств (курс Олега Пермякова), приглашенная попробовать свои силы директором театра и главным режиссером. «Серебряное копытце» – первый спектакль, в котором молодая актриса работает с куклой от начала до конца. Хотя с театром кукол она близко знакома с 2009 года, когда ее наставник поставил в «Сказке» любимый многими спектакль «Житейские истории» по рассказам Шукшина. Дарья Шахова работала в нем в том числе и помощником режиссера.

– Работу с куклой мне пришлось осваивать буквально по ходу дела, и в этом мне помогали все мои замечательные опытные коллеги, – говорит Дарья. – Все-таки специфика обучения у артиста драмы совершенно другая, и сейчас я могу с уверенностью утверждать: куклы во много раз сложнее! С другой стороны, кукле подвластно то, чего не может сделать человек – он тяжелый, по земле ходит, а кукла может хоть взлететь, у нее больше возможностей для чего-то по-настоящему фантастического, чудесного. Так что свое название наш театр вполне оправдывает.

Не потерять зрителей

В начале февраля на выездном совещании губернатора Александра Карлина «Сказка» получила ответ на свой главный вопрос: новое здание для театра начнут строить в 2016 году на старом месте – на улице Пушкина. При этом площадь застройки будет увеличена. Сейчас предстоит подготовить проектно-сметную документацию. Директор Галина Шнайдер говорит, что уже подписала техническое задание: в проекте нового театрального здания предусмотрят основной зал на 200-250 мест, зал-трансформер на 100 мест для проведения экспериментальных мероприятий, а также зал для самых маленьких – «ползунковый». Подобные площадки уже существуют в кукольных театрах в Кемерове, Новосибирске, Чите.

– Во многих семьях сейчас несколько детей, и разница в возрасте зачастую не позволяет им смотреть одну и ту же постановку, рассчитанную, например, на пятилетних зрителей, – объясняет Галина Шнайдер. – И пока старший ребенок радуется спектаклю, младший томится и капризничает на руках у мамы. А в этом специальном зале будет мягкое покрытие, по которому можно ползать, и обязательно – творческая начинка. Дети смогут осваивать новое пространство и приобщаться к театру. В новогодние кампании такие залы заполняются даже активнее, чем обычные.

Конечно, театр мечтает и о просторных цехах, современном оборудовании, которое позволит использовать в постановках любые эффекты. Пока же «Сказка» обживает помещение в ДК моторостроителей. На оборудование этой площадки в сезоне 2013 года театр потратил миллион из заработанных средств.

– Нам нужно было срочно сезон открывать, чтобы не потерять зрителей: представьте, новая площадка, новые телефоны, маршруты, далеко от центра и непривычно, – говорит Галина Яковлевна.

Были куплены кресла и сшиты подушечки для сидений, чтобы на дальних рядах малыши видели сцену, заказаны металлоконструкции, позволяющие организовать театральную штанкетную систему. Средства на покупку художественного света «Сказка» получила по программе «Культура Алтайского края», так что в репертуаре сохранились и «Спящая красавица», и «Заячья избушка», в которых свет очень важен. Хотя двенадцать спектаклей из тридцати двух пока лежат в запасниках. А еще за прошлый год куклы десятки раз выезжали на гастроли в районы края, в некоторые – дважды, так что сельским детям театр теперь тоже становится доступен и понятен.

Фоторепортаж