О чем писала газета «Алтайская правда» 26 января 1978 года

07:00, 26 января 2019г, Хроники «АП» 1046


1
1

Рабочий день Владимира Александровича Андрейчука любопытен уже тем, что ему порой не хватает нескольких часов, чтобы успеть сделать абсолютно все. И это несмотря на довольно жесткий режим. Андрейчук работает преподавателем в институте культуры. Он же – режиссер народной оперной студии и народного драматического театра, что при клубе завода «Трансмаш». История заводского театра оставила памятные даты.

1942 год. В доме барачного типа начал заниматься драмкружок. В октябре 1946 –го на сцене вновь открытого клуба была осуществлена первая постановка любительского коллектива. Ставили Чехова.

1961 год. Он принес театру славу и звание народного. Репертуар, который игрался самодеятельными артистами, был обширен: Горький, Островский, Чехов, Гоголь, Корнейчук. О самой игре старожилы города, завсегдатаи клуба, вспоминают до сих пор… Но сейчас театр уже не тот. И Андрейчук, придя сюда, очередным режиссером, ломал голову над причиной, которая привела к упадку сильный коллектив. Ему надо было узнать многое из прошлого, чтобы отталкиваясь от ошибок, сызнова «сколачивать» театральную группу. А началось, пожалуй, все с того, что ушел из театра штатный опытный режиссер. И унес с собой задумки, творческий накал, работоспособность. Потом за 12 лет сменилось около полутора десятков режиссеров. Каждый требовал свое, но не рождал в людях доверия. Старые самодеятельные актеры один за другим покидали театр, а молодые не шли вовсе. В спектакле «Солдатская вдова» Акилова играли подростки и дети. Андрейчук не скрывает, что главная ошибка его предшественников – равнодушие. Он еще и еще раз убедился в правоте мысли: на то, чтобы одному режиссеру вырастить крепкий, сплоченный и сыгранный коллектив, понадобится не год и не два.  

Чем сейчас располагает Владимир Александрович? Точнее, на какие силы он может рассчитывать? Есть несколько человек, которые занимаются постоянно и всегда с удовольствием приходят на репетиции. Людмила Куренская, Геннадий Хогаш, Нина Цитульская в их числе. Они постигают актерское мастерство, используя техническую подготовку, уроки сценической речи, пластики в работе над образом. Остальные десять –пятнадцать человек бывают от случая к случаю. Обеспокоенный режиссер ходит в школы, общежития, встречается с рабочими. И хотя результаты пока не радуют, Владимир Александрович не собирается сдаваться. Надо непременно показать одну – две хорошие работы, и тогда обязательно поверят в силы театра.

На фестиваль, посвященный 60- летию Ленинского комсомола, Андрейчук и его подопечные думают выйти со спектаклем по пьесе Г. Мамлина «Антонина». За пьесу взялись основательно, сделан анализ, состоялось обсуждение. Предстоит кропотливая разработка каждого образа, но и сейчас уже ясно, что коллектив пьесу принял.

Еще одну временную трудность тяжело переживает в чисто профессиональном смысле режиссура Андрейчука. Ситуация сложилась так, что в театре нет людей хотя бы среднего возраста, не говоря уже о старшем поколении. Одна молодежь. С одной стороны, вроде бы и хорошо: омоложение коллектива налицо. А с другой – не доверяют, значит, старые актеры молодому режиссеру и его новым методам. Старые привычки забываются плохо. И нынешним ветеранам сцены все еще помнится, что застольный период работы над пьесой продолжался вплоть до выпуска спектакля. Переубедить приверженцев явно устаревшей системы не так- то легко. Нужно преодолеть и этот барьер. Пусть не  сразу, не вдруг. Вкладывая знания и душу в дело, режиссер не забывает об основных обязанностях, с которыми не должен расставаться ни днем, ни ночью. Режиссер – организатор, режиссер – толкователь, режиссер – педагог. Их всего этого ясно, что эрудиция, проницательность и человечность, а также талант воспитателя – вот ключ к успеху. Суметь увлечь, повести за собой – проблема номер один не только  для Владимира Александровича Андрейчука. Этой проблеме подчинена работа многих народных театров, поскольку беда нынче общая: Андрейчук замечает, что большинство приходящих в народный театр думает о своей внешности, о красивых костюмах, о гриме, но никак не о благородном, упорном труде актера. Легковесные люди, пришедшие за развлечением, уходят сразу, не задерживаясь. А те, для кого театр – жизнь, остаются и работают, отдавая всего себя искусству. Их свободные часы проходят рядом с прекрасным, а оно настраивает на светлые помыслы, смелые поступки. Андрейчук интересовался производственными успехами некоторых своих питомцев и был искренне рад услышать похвалу.

Подростковую театральную группу в клубе условно считают студией. Владимир Александрович давненько приглядывается к ребятам, узнает их характеры. Непосредственно он с ними занятий не ведет. Однако интерес подростков и режиссера друг к другу немалый. Андрейчук взялся курировать работу юных актеров над пьесой И. Штока «Чертова мельница». Задумка на будущее более серьезная и ответственная. Окрепнут студийцы, и предложит им Владимир Александрович повесть Тендрякова «Ночь после выпуска». Повесть прочитана ранее, но оставлена до более хороших времен из-за недостатка возможностей. А они придут вместе с основательной подготовкой. Андрейчук верит в это. Хочет верить он и в то, что в наших профессиональных театрах не будет ни одного человека, равнодушного к деятельности народных театров. И что настанет такое время, когда планы шефской помощи будут входить в общие планы профессиональных театров, когда стажировка режиссера  народного театра в профессиональном коллективе станет прочной традицией. Постоянная и требовательная дружба профессионалов и любителей подскажет немало интересных форм общения и шефства. Залогом этого – единство целей.

Л. Двоеглазова.

г. Барнаул

Стиль и орфография приведенных материалов сохранены.

 
РЕКОМЕНДУЕМ
ПОПУЛЯРНОЕ
Фоторепортаж