Почему жители Нобелевской горы в алтайском райцентре боятся прихода весны

14:48, 04 февраля 2024г, Общество 1050


Почему жители Нобелевской горы в алтайском райцентре боятся прихода весны Фото №1

Фото Олег БОГДАНОВ

Извините, дорогие барнаульские коммунальщики, за все то нелестное, что вам пришлось услышать этой зимой от горожан, падающих пачками на обледеневших улицах. Они наверняка взяли бы свои слова назад, если бы побывали в Усть-Чарышской Пристани, в нагорной части райцентра.

«Дорогу жизни» смоет?

Январские дожди застыли сплошным катком, как будто специально заливали эту ниточку дороги, ведущей с горы вниз. Шага не сделать без риска. И как здесь жители передвигаются?

«А вот так!» – демонстрирует Вера Уланова, осторожно семеня по узкой, двум машинам не разъе­хаться, дороге. Слева – ледяные надолбы, справа – крутой обрыв. Душа холодеет, но люди, похоже, привыкли.

Почему жители Нобелевской горы в алтайском райцентре боятся прихода весны Фото №2

– Это еще кое-где дорожники песком присыпали, в честь вашего приезда, наверное, мы уж и не помним, когда такое было в последний раз, – успокаивает женщина.

Понемногу подходят люди – рассказать о наболевшем. Вера Алексеевна, недавно перенесшая инсульт; ее муж, инвалид 2-й группы; Людмила Капустина; многодетная мама Татьяна Мясникова (она жена участника СВО, таких семей здесь несколько) и другие давно обосновались на Калинина, Нагорной и Целинной, улицах Нобелевской горы. Так народ ее назвал, в честь Людвига Нобеля, брата учредителя одноименной премии, который вел здесь торговлю нефтепродуктами.

Они не знают, чего бояться больше. То ли этой изматывающей ледяной и темной зимы (уличного освещения нет, потому вечерами на улице никого), то ли скорой весны. Овраг прожорливо отъедает от дороги по куску в год. Когда растает «белый асфальт», передвигаться по жирной глинистой развезени еще страшнее будет. Люди опасаются, что их «дорогу жизни» просто смоет. Однажды, вспоминают, залило-затопило так, что Сергей Бурков их в низину переправлял в ковше трактора.

Случись что – ни скорая сюда не поднимется, ни пожарные машины. «Чего переживать, воды на Горе нет, тушить огонь все равно нечем будет», – горько иронизируют местные.

Точнее, вода здесь привозная, цена – 500 рублей за машину. Летом, в период полива, на месяц 4-5 цистерн нужно. Скотину напоить – еще столько же прибавляйте. Плюс готовка-стирка-баня… Половина пенсий пожилых людей на оплату воды уходит.

– Много лет мы добиваемся внимания к себе, – говорит лидер инициативной группы Ирина Тулина, показывая увесистую кипу официальных запросов и писем. – Обращались к властям, местным и краевым, отправляли документы в Москву, но все в район возвращается. Обещания помочь, решить вопросы жизнеобеспечения длятся из года в год, от главы к главе. Скоро уж десятилетний юбилей этой переписки отмечать будем.

Стоики

Справедливости ради скажем: есть здесь и вторая дорога – два километра в объезд, через речку Налимовку. «Прокатить с ветерком» по ней вызвался Сергей Кузьменков, предупредив заранее: «Ехать там можно только в памперсах». Его УАЗ легко идет по льду, снегу и колдобинам. Но на легковушке сюда лучше не соваться.

– У меня 25 коров, и кроме этой машины есть еще техника на подворье. Но если мне самому приходится чистить здесь дорогу, потому что больше этим заниматься некому, может, я тогда не буду платить транспортный налог, 11 тысяч рублей в год? – рассуждает за баранкой наш собеседник.

А вот и то, о чем предупреждал Сергей Анатольевич. Чтобы попасть на понтонный мост, тоже давно нуждающийся в реконструкции, нужно как-то преодолеть (может, проще на ледянках скатиться?) очень крутой спуск, метров десять вниз. Лестницы нет, вместо нее – обледеневший трап. По этой дороге добираются через реку в школу, в центр села, 13 местных школяров. Уже были случаи, когда ребятишки в овраг падали, слава богу, пока без трагедий обходилось.

Соседи добрым словом вспоминают прошлый век, времена, когда работали в этой части райцентра, рядом с пристанью, в удобном с точки зрения транспортной логистики месте, предприятия – птицеферма, ХПП, нефтебаза. Содержали дорогу в порядке, помогали жителям. Овраг в те годы не угрожал столь явно, градостроительные нормы иными были. Потому и дома сельчане строили на горе, и жили здесь с удовольствием.

В этой благостной картинке меня смущает одна мысль: люди издавна знают, как укреплять склоны оврагов, как отвоевывать у них дороги и коммуникации. Их армируют камнем, бетоном, геосетками, растениями с сильной корневой системой. Здесь, на горе, нужно было начинать это делать не вчера, а лет этак тридцать-сорок назад. Но, увы… Возможно, поэтому в последнее десятилетие население этого сельского микрорайона уменьшилось с трехсот человек до ста. Люди уходят отсюда. Остаются стоики. И те, кому некуда уходить.

Нет ничего невозможного

Глава района Светлана Шипулина подтвердила: сейчас улицы нагорной части официально входят в оползневую зону. Это значит – есть сложности с целевым финансированием многих благоустроительных проектов на этой территории.

– Ландшафт у нас сложный, сопки кругом, с перепадами высот до ста метров. Что в наших силах – мы делаем. Райцентр – это четыре тысячи человек, 70 улиц. В прошлом году на асфальтирование двухкилометрового участка в центре села потратили свыше 30 млн рублей. К слову, из дорожного фонда району причитается немногим более 5 млн. Тут тебе и асфальтирование, и грейдирование, и подсыпка щебенкой. Из этого и приоритеты расставляем, в первую очередь приводим в порядок улицы, на которых расположены социально значимые объекты, наиболее высока плотность населения.

Конечно, хорошо известны Светлане Александровне проблемы жителей нагорной части райцентра. И есть, похоже, конкретный план их решения. Условие одно: работать нужно вместе, власти и населению. Итак, по пунктам.

Реконструкция дорожного полотна. В крае возрождается речное грузовое судоходство. В Усть-Пристани, к примеру, возобновляет работу причал, транспортный узел, откуда щебень, гравий, другие материалы для дорожного строительства автомобили-тяжеловозы развозят по всему югу региона. По словам Шипулиной, поначалу районная власть видела в этом только проблему, поскольку большегрузы разбивали, а точнее добивали сельские дороги. Но потом выход был найден совместно с Минтрансом региона. Решено, что часть материалов дорожники будут оставлять в Усть-Чарышской Пристани в качестве компенсации ущерба. Район воспользуется льготой уже в этом году. Об асфальте мечтать пока рано, но щебенкой проблемные дороги райцентра, в том числе и те, что связывают нагорную часть с центром, будут отсыпаны.

Почему жители Нобелевской горы в алтайском райцентре боятся прихода весны Фото №3

Уличное освещение и благоустройство. Сами собой они не появятся, но сельчане могут войти в программу поддержки местных инициатив. От них требуется лишь желание и небольшая финансовая лепта. По словам главы района, из 13 сельсоветов 9 стали участниками ППМИ в прошлом году. Чаще всего на средства программы в селах делают уличное освещение, детские и спортивные площадки, реконструируют водонапорные башни и дороги.

Лайфхак: мунципалитет помогает войти в ППМИ жителям даже малонаселенных территорий.

Водоснабжение. Трасса на гору проложена, и район за счет бюджета готов развести водопровод по улицам. Но расходы по подключению к нему домовладельцы должны решать сами. Так гласит закон, иного решения в правовом поле нет.

Отселение из оползневой зоны. По словам собеседницы, жители нагорной части не обращались с такими просьбами. Может быть, потому, что многие держат хозяйство и не готовы расстаться с просторными усадьбами. В принципе, законодательная возможность отселения существует, но там, где овраги и оползни угрожают жизни и здоровью людей. Реально же в проблемной части села достаточно привести в порядок дорогу, что связывает микрорайон с «большой землей».

Фоторепортаж