Не соперники, а коллеги. Лучшего учителя выбирают в Алтайском крае

10:47, 20 марта 2019г, Образование 1561


1
1

Фото Евгений НАЛИМОВ

Главный конкурс педагогического мастерства «Учитель года Алтая-2019» проходит в эти дни в Барнауле. Участвуют 24 педагога, 16 из них работают в сельской местности. Учителя должны представить свой опыт работы, провести воспитательные занятия и мастер-классы, подумать о миссии учителя и встретиться с министром образования и науки края. А корреспонденты «АП» побывали на самых показательных конкурсных испытаниях – открытых уроках, которые прошли на базе гимназии № 42.

Когда все умнички

На интерактивной доске написано: «Горячий какао. Горячее какао. Горячая какао». Урок учителя начальных классов Натальи Иваниной из Айской средней школы Алтайского района посвящен грамматической правильности речи. Педагог разговаривает почти вполголоса, третьеклассники отчаянно тянут руки.

– Наталья Валерьевна, у вас какой-то классический урок, без спецэффектов, – подходим мы к учительнице после занятия.

– Урок русского языка и должен быть настоящим, тут не до игрушек. В третьем классе дети уже получают серьезные знания, – говорит педагог. – Сначала я увидела, что в классе шумно и дети не идут на контакт. В такие моменты я всегда хвалю: «Саша – умничка. И Дима – умничка». Остальные поправляют беджики, они ведь тоже умнички! Начинают слушать мои вопросы и находят ответы.

В общей сложности Наталья Иванина работает в школе уже 10 лет, до этого была журналистом, заведовала музеем. По образованию она филолог, потому и выбрала вести на конкурсе русский язык. О том, что работает в начальных классах, не жалеет: «Дети открытые, идут к учителю со всеми вопросами и проблемами».

Своим открытым уроком Наталья Валерьевна осталась довольна:

– Это не какое-то показательное занятие, я всегда так работаю. Просто сегодня моей задачей было показать технику формирующего оценивания, своего рода обратную связь между учителем и учеником, которая позволяет мне увидеть, все ли детям понятно.

Быть или не быть учителем

В это время в 5 «Г» шумно и весело, хотя идет математика. Наталья Лебедева из Веселоярской школы Рубцовского района рассказала об умножении десятичных дробей, провела театрально-математическую эстафету и интерактивное голосование с помощью системы «Прометей», которую привезла из родной школы.

– К сожалению, приходится признать, что кнопочные пульты устаревают, дети сейчас любят сенсорные экраны, – говорит она об этой системе. – Так что в своей школе я перехожу на коллективное онлайн-голосование и планирую показать его на конкурсном воспитательном мероприятии.

Кстати, в Веселоярской средней школе уже четыре лауреата краевого конкурса «Учитель года Алтая» и двое из них при-
ехали в Барнаул поддержать коллегу. Само собой, советовали не волноваться.

– Когда ученики зашли в класс, я увидела: они же точно как мои активные дети – не слушают, шумят! Мне это очень понравилось, – говорит учительница. – Мы познакомились и договорились, что будем играть. Скоро я уже забыла о волнении.

– Как изменилось ваше отношение к профессии за семь лет работы?

– Знаете, когда я пришла в школу, мне сказали, что первые три года будут сложными: формируется самосознание. Были и слезы, и попытки все бросить. Но когда я подошла к этой черте – быть или не быть мне учителем – поняла, что без школы уже не могу.

Новые идеи

Учителю информатики Владимиру Скорохватову из барнаульской школы № 107 на конкурсе помогает… опыт игры в КВН.

– Благодаря ему могу уверенно держаться перед детьми, импровизировать, найти контакт, – признается нам педагог. –  Сегодня у меня был урок в 9 классе – очень умные дети! Мне сказали, что они хорошо знают тему, но я не думал, что настолько. Они писали программы на языке Паскаль, выполнили не только основное, но и дополнительные задания, и только двое получили четверки, у остальных отличные оценки. Атмосфера на конкурсе? Прекрасная, все учителя поддерживают друг друга, помогают. Я бы даже не сказал, что мы соперники, мы – коллеги, и коллектив у нас дружный.

Среди судей, оценивающих выступления конкурсантов, немало тех, кто в свое время прошел через такие же испытания. Учитель  года Алтая-2006 Константин Ерофеев говорит: 

– Я понимаю, каково это – встать перед большой аудиторией и волноваться, примут ли твои идеи. Поэтому стараюсь поддерживать участников. Мы ведь тут не делим лавры, просто радуемся за интересных людей, у которых можем подсмотреть новые идеи.

По словам Константина, задача жюри – найти самобытного учителя, который делает что-то свое. «Хороших учителей в Алтайском крае много, но победителем чаще всего становится тот, кто сам генерирует идеи. Это люди, которые способны работать в меняющихся условиях, показывать пример коллегам. И строить учебный процесс так, чтобы он не превращался для детей в 11 лет каторги. Чтобы эти годы были наполнены какими-то смыслами, настоящим взрослением».

22 марта на торжественной церемонии закрытия конкурса назовут имя победителя, который получит денежный приз, путевку в санаторий и будет представлять край на конкурсе «Учитель года России».

Фоторепортаж