Зачем Алтайскому краю нужна новая правительственная структура?

08:00, 17 ноября 2014г, Общество 2860


1
1

Фото Сергей БАШЛЫЧЕВ

Власть должна быть консолидированной, эффективной и ответственной перед людьми, своими избирателями.

А еще власть должна гибко реагировать на вызовы времени. Эти тезисы верны всегда. Но в свете последних событий в мире и стране они, пожалуй, приобретают еще более актуальное звучание. Новые подходы и ломка стереотипов не просто приветствуются, а жизненно необходимы. 26 сентября губернатор края Александр Карлин в ходе большой итоговой пресс-конференции сформулировал основные подходы к новому формату работы краевой исполнительной власти. Наибольший резонанс тогда получила новость об отставке администрации края. Сформированная Александром Карлиным команда проработала много лет, не раз доказывала свою эффективность и способствовала положительному росту экономики края.

«Это не значит, что администрация отправлена на отдых, ей поручена работа в пределах тех полномочий, которые за нею закреплены до формирования нового состава. В течение ближайшего времени мы окончательно определимся по системе и персоналу», – сообщил на сентябрьской пресс-конференции Александр Карлин. Причем в ответе на вопрос о перспективах создания в регионе правительства. Современные задачи диктуют новые стратегические решения по формированию власти. И, разумеется, эта процедура должна осуществляться в соответствии со всеми требованиями закона.

Не было недостатка в комментариях по поводу этого беспрецедентного в истории краевой власти решения. Многие восприняли его спокойно и с пониманием, но кое-кто – с сомнением и скепсисом. Немало было и просто поверхностных оценок, не отражающих сути дела и причины такого решения. Давайте разбираться.

Продолжение плановой работы

По сути дела, объявленная губернатором отставка администрации края – не конец, а начало. Это отправная точка для реформирования всего управленческого механизма. Причем данное решение не свалилось с потолка, оно возникло не вдруг, а является логичным продолжением той планомерной работы по переформатированию краевых органов исполнительной власти, которая велась в регионе с 2011 года. Именно тогда было принято решение объединить все краевые инспекции в одну структуру – Государственную инспекцию Алтайского края с возложением на нее функций жилищного, строительного надзора, а также надзора в области долевого строительства и за техническим состоянием самоходных машин. Три года спустя, в начале 2014 года, вместо шести государственных органов были созданы два Главных управления: в области экологии (Главное управление природных ресурсов и экологии Алтайского края) и в области территориального развития (Главное управление Алтайского края по строительству, жилищно-коммунальному хозяйству и транспорту). Сейчас ведется работа по объединению двух других управлений – социальной защиты и труда и занятости населения в одну мощную структуру – Главное управление государственных органов социальной защиты, труда и занятости населения. Эта работа будет завершена в первом квартале 2015 года. Также рассматривается возможность объединить в одном отраслевом органе такие важные административные направления, как обеспечение деятельности органов ЗАГС, мировых судей, а также правотворческой деятельности краевых органов власти и местного самоуправления.

Руководители этих структур, безусловно, компетентные, высокопрофессиональные специалисты, досконально знающие состояние дел в своих сферах. А включение их в состав администрации края позволит повысить эффективность ее работы, скорость и качество принятия важных управленческих решений. С этой целью разработан специальный проект закона, который будет вынесен на ноябрьскую сессию АКЗС.

Смена не вывесок, а стиля

Создание регионального правительства на основе проработанной модели функционирования объединенных органов власти – следующий логичный и последовательный шаг. По словам главы региона, правительство предполагает коллегиальную ответственность, но не может состоять из десятков руководителей, что вызывает «распыление ответственности». «Региональное правительство должно состоять максимум из 15 членов – людей с глубокими знаниями и широким набором компетенций. Просто поменять табличку на «Правительство» – занятие легкое. Этот процесс формирования правительства должен говорить об улучшении качества регионального управления», – отметил Александр Карлин.

Повторюсь, на этот переходный период край без руководства не остался – вице-губернаторы получили приставку 
«и. о.» и продолжали трудиться. А работа по определению персонального состава администрации края продолжалась. В течение месяца были проведены первые назначения. Из прежнего состава продолжили свою деятельность в должности заместителей губернатора края В.В. Снесарь, Д.В. Бессарабов, Ю.Н. Денисов, А.Н. Лукьянов.

Чуть позже первым заместителем губернатора по согласованию с депутатами АКЗС был назначен С.А. Локтев. Затем также в ходе очередной сессии депутатами было согласовано назначение на должность заместителя губернатора В.Г. Притупова, председателя комитета по финансам, налоговой и кредитной политике.

Стоит отметить, что все эти согласования хотя и были основаны на нормах Устава края, в большей степени проводились в рамках традиции, сформировавшейся в условиях прежней политической конфигурации. Ведь ранее назначение губернатора Алтайского края осуществлялось по представлению президента. Поэтому согласование депутатами назначения отдельных должностных лиц (как и возможность выражения им недоверия) было скорее определенной мерой контроля. А поскольку краевой парламент состоит из представителей разных партий, всегда существовал риск политизации вопроса – необъективной оценки кандидата на должность или действующего руководителя или прямолинейного блокирования того или иного назначения. А это могло привести к затягиванию формирования администрации края, парализации работы отдельных ведомств и, соответственно, к заморозке решений, важных для жизни края и его населения.

Ради стабильности и устойчивости

Сейчас губернатор края избирается всенародно. 14 сентября в ходе прямых выборов Александр Карлин получил 73% голосов избирателей. А это не только серьезный ресурс доверия, но и повышенная ответственность перед народом за деятельность всей администрации. Именно эта высокая ответственность и доверие народа обеспечивают право главы региона в соответствии с принципом разделения властей самостоятельно определять кадровый состав руководства исполнительной власти. Необходимые изменения в Устав Алтайского края будут внесены для рассмотрения депутатами на ближайшей сессии АКЗС. Стратегические последствия таких изменений очевидны – это стабильная работа администрации края, устойчивость общей управленческой политики, независимой от партийных предпочтений и политической конъюнктуры.

Одновременно администрация края намерена усилить конструктивное взаимодействие с законодательной властью. Для этого планируется создать ее представительство в краевом Законодательном Собрании. Плюсы такого формата совместной работы очевидны. Он позволит совместно реагировать на новшества федерального законодательства, оперативно решать сложные вопросы, помогать депутатам в юридической проработке их инициатив с учетом опыта реального исполнения законов.

С 2015 года также планируется определенное переформатирование структуры аппарата администрации края. Новая модель также предложена исходя из масштаба решаемых краевыми властями задач. Будут упразднены департамент организации управления администрации края и департамент по связям с институтами гражданского общества. Вместо них создается департамент внутренней политики, который будет обеспечивать взаимодействие с органами местного самоуправления, политическими партиями, общественными объединениями. На базе департамента по взаимодействию с территориальными органами федеральных органов государственной власти будет создан департамент администрации края по обеспечению региональной безопасности. Новая структура позволит оптимизировать работу аппарата, повысить ее эффективность и результативность, ускорить процессы принятия управленческих решений и усилить контроль за их исполнением.

«Веру людей подвести нельзя»

Все это, еще раз процитируем Александра Карлина, «не просто реформа ради реформы и не смена вывески». Новшества должны улучшить качество регионального продукта под названием «управление». В том числе и в части реализации социальной политики. Власть ответственна и не отказывается от взятых на себя обязательств. А уж это почувствуют на себе граждане. В том числе и в районах края, в самых дальних селах. Чтобы отдельные районы и муниципалитеты не выпадали из участия в ряде программ, не зависели от личных качеств своего районного руководителя или главы сельсовета, если он, допустим, слаб, некомпетентен или нерешителен.

И вот здесь – прямая связь между назревшими изменениями в системе управления и тем, что иногда происходит у нас на местах. Допустим, с реализацией краевых программ «75х75» и «80х80». Все муниципалитеты должны получить новые социальные объекты. Это ответственное обязательство краевой власти. «Я хорошо понимаю, что реализовать программу «80х80» будет тяжелее. Ведь она принималась в то время, когда ситуация в экономике была более благополучной. Но кровь из носу мы ее сделаем! Ведь люди знают и верят, что она будет реализована. Их веру подвести нельзя!» – подчеркнул Александр Карлин.

Тема формирования новой модели исполнительной власти Алтайского края и связанных с этим законодательных изменений, разумеется, требует широкого и глубокого обсуждения. В ближайших номерах мы предоставим слово нашим экспертам, которые смогут сделать более детальные выводы.

Фоторепортаж