«Мы создаем в нашей стране топливную аппаратуру западного уровня»: Виктор Герман

20:00, 21 июля 2016г, Экономика 3079


1
1

Фото Сергей БАШЛЫЧЕВ

Губернатор края Александр Карлин подписал указ о награждении орденом «За заслуги перед Алтайским краем» II степени председателя правления Алтайского завода прецизионных изделий Виктора Германа. 17 августа нынешнего года коллектив АЗПИ будет отмечать 25-летний юбилей предприятия.

Как говорится, хочешь точно узнать, что у тебя получилось, попроси оценить твою работу человека со стороны. Оценки же квалифицированных специалистов как из нашей страны, так и их зарубежных коллег в отношении АЗПИ и лично Виктора Германа неизменно являются высокими.

Невозможное возможно

– Алтайский завод прецизионных изделий в нынешних условиях делает просто невозможное, при этом практически с минимальными затратами, – говорит исполнительный директор ПАО «КАМАЗ» Юрий Герасимов. – Я считаю, что такие достижения во многом обусловлены действиями руководителя этого предприятия – Виктора Адольфовича Германа. Редкое сочетание в одной личности технаря, хозяйственника, организатора и человека, умеющего считать и просчитывать.

– Когда смотришь на отлаженную работу в цехах предприятия, сразу же видишь за этим крепкую руку профессионала-руководителя, – вторит коллеге управляющий директор автомобильного завода «Урал» Виктор Кадылкин. – Видно, какие серьезные вложения делаются в производство, в частности, по закупкам оборудования. И что не менее важно, много сделано и делается на предприятии для повышения общего технического уровня работников завода. На АЗПИ работают высококвалифицированные люди, которые окружены заботой. Достаточно посмотреть на ухоженную предзаводскую площадь, побывать в гардеробах для рабочих, чтобы это понять.

Однако так – на АЗПИ, а у его предшественника – цеха топливной аппаратуры № 2 (ЦТА-2) Алтайского моторного завода было по-другому. Когда в 1986 году его начальником был назначен прошедший хорошую заводскую школу – от ученика слесаря до начальника цеха топливных насосов – Виктор Герман, положение на производстве, как выражались в былые времена, было «хуже губернаторского».

– Когда Виктор Герман стал начальником цеха, у нас на линии было порядка 100 токарных автоматов, которые постоянно ломались и требовали ремонта. Обстановка была очень тяжелая, – вспоминает ветеран предприятия заслуженный машиностроитель РФ Виктор Гомзяков. – И он эту обстановку своим характером переломил. Я ему говорил тогда: «Виктор Адольфович, хорошо, что ты не паникер, иначе бы мы не выкрутились».

Они выкрутились. Герман мобилизовал специалистов, привлек квалифицированных рабочих из других цехов и восстановил производство. Затем в цех стало поступать более современное оборудование, дело пошло по нарастающей.

Сделано на Алтае

Конечно, проблемных моментов в истории созданного в 1991 году решением трудового коллектива ЦТА-2 Алтайского завода прецизионных изделий было немало, но важны все ж таки не они, а конечные результаты. А они более чем впечатляющи.

В том самом 1991-м на новом предприятии не было ни одного станка с числовым программным управлением. Проявив свойственный практицизм, Герман купил по дешевке на Украине и в Ярославле несколько эшелонов разукомплектованных станков, а мастера АЗПИ довели их до ума. Мало того, инженеры и конструкторы предприятия стали усовершенствовать и импортное оборудование, воплощать в жизнь собственные разработки.

В лихих 90-х, когда АЗПИ находилось в тяжелейших экономических условиях,  принимается непростое, но дальновидное решение о приобретении заброшенного корпуса Барнаульского хлопчатобумажного комбината. Без привлечения внешних инвестиций проходит преобразование недавнего цеха в полноценное отдельно функционирующее производство.

На заводе,  где с 1964 года до начала 90-х делали одну и ту же форсунку и распылитель, первыми в России и странах СНГ налаживают массовое производство особо точного малогабаритного распылителя, внеся свой вклад в развитие дизельного машиностроения. С 1994 года и по настоящее время 70 модификаций этого распылителя экспортируется в США и другие страны.

С 2004 года АЗПИ сотрудничает со всемирно известной немецкой компанией Bosch, осуществляя совместную поставку топливных систем на «КАМАЗ». С 2011 года на барнаульском предприятии для фирмы Bosch выпускается более 40 модификаций распылителей под маркой «Bosch: made in Russia».

В 2015 году двигатель «КАМАЗа» с электронными форсунками АЗПИ получил сертификат соответствия экологическим нормам Евро-5, еще не введенным в Российской Федерации. АЗПИ готов к введению этих норм уже сегодня. На заводе разработаны новые системы Altai Common Rail для всех новейших двигателей специального назначения таких предприятий, как «Звезда», «КАМАЗ», «Уралвагонзавод», «ЧТЗ-Уралтрак», «Курганмашзавод», и морского назначения.

В атмосфере развития

– Двадцать пять лет назад в Советском Союзе было шесть предприятий, работающих по профилю ЦТА-2 – АЗПИ. По уровню технологической оснащенности мы занимали среди них последнее место, – говорит Виктор Герман. – Потому к развалу Советского Союза эти пять предприятий находились в куда более выгодном положении по сравнению с нами. Теперь многих из них не стало, а мы вышли в лидеры.

Сегодня мы решаем задачу, с которой не смог справиться Советский Союз, – создаем в нашей стране топливную аппаратуру западного уровня. Но главная наша гордость – это не то или иное изделие, а коллектив завода, который был сформирован в условиях острого финансового кризиса в стране, развивался в условиях ограниченности ресурсов, необходимых для полноценного выполнения наших задумок.

Сейчас на нашем заводе трудится высококвалифицированный коллектив, в котором немало суперспециалистов, людей по-настоящему творческих. Они не только продуктивно работают, разрабатывают новые технологии, но и создают на предприятии атмосферу развития, вовлекая в нее новых и новых людей.

Фоторепортаж