Борис Грачевский: «Мы честны перед детьми»

16:00, 22 июня 2019г, Общество 1284


1
1

Фото Евгений НАЛИМОВ

Создатель юмористического киножурнала «Ералаш» Борис Грачевский недавно побывал на Алтае. Насколько изменился зритель за 45 лет и как непросто сегодня бороться за «Золотую кнопку «Ютуба», московский режиссер рассказал «Алтайской правде».

– Борис Юрьевич, вы посетили молодежный управленческий форум «Алтай. Территория развития». Присмотрели героев для новых сюжетов?

– На форуме много талантливых студентов и работающей молодежи, но они не подходят по возрасту для съемок. Артистам «Ералаша» должно быть не больше 12 лет. Технически сложно каждый раз доставлять детей в Москву из дальних регионов для подготовки новых сюжетов. Одни только костюмы перевезти чего стоит! Зато по всей стране работают наши студии, всего их 30. Ребята также получают актерские навыки.

– И все же каким образом ребенок может попасть к вам на съемки?

– Четыре года подряд в Подмосковье мы проводим большой фестиваль «Ералаш». В нем участвуют дети из разных российских регионов. Это своего рода кастинг. Победители получают главные роли. Расходы на билеты, питание и проживание с родителями берем на себя.

– Как сегодня поживает «Ералаш»?

– Горжусь тем, что в нынешнем году киножурнал получил «Золотую кнопку «Ютуба» (награда, присуждаемая авторам каналов, достигших определённого числа подписчиков. – Прим. ред.). Это огромная победа для проекта. У нас 1 млн 115 тыс. подписчиков и 40 млн посещений в месяц. В первую очередь юмористические истории интересны детям. Мы каждую неделю снимаем новые сюжеты и выкладываем на «Ютубе».

– Проекту в нынешнем году исполняется 45 лет. Чувствуете, как поменялся зритель?

– Аудитория глобально изменилась раза три-четыре за время существования «Ералаша». Сегодняшние дети другой формации. Благодаря Интернету, гаджетам они стали абсолютно европеизированные и находятся в курсе всех событий. Неважно, в городе ребята живут или в сельской местности. Каждый из них может открыть компьютер и посетить, скажем, Нью-Йоркскую библиотеку или Лувр.

– То есть удивить детей стало сложнее?

– Из-за сумасшедшего потока информации дети по-другому смотрят фильмы. На каждой третьей минуте они перестают соображать, что было до этого, теряют нить повествования, им становится скучно. Должна происходить перезагрузка, встряска. Поэтому сегодняшние картины склеиваются из кусочков, создавая мощный темп. Мозаика воспринимается гораздо лучше, нежели монотонное действие. Я уже не говорю о книгах. «Войну и мир» в подлиннике прочтут в лучшем случае полпроцента сегодняшних старшеклассников.

– Как наращивает темпы «Ералаш»?

– Наши сюжеты устраивают детскую аудиторию, ведь каждый из них длится примерно три минуты (улыбается). Главное, чтобы темы были актуальные и интересные. Так, на следующей неделе снимаем историю про мальчика, которого на каникулы отвезли в деревню. Фишка в том, что куда бы он ни пошел, везде слышится голос бабушки: «Не ешь грязные яблоки», «Не купайся в холодной воде», «Не играй в карты». Главный герой подумал, что его отслеживают по сотовому телефону. Прячет устройство в собачью конуру. А потом поднимает голову, оказывается, над ним висит дрон! Кстати, роль бабушки исполнит народная артистка России Раиса Рязанова, которая играла в фильме «Москва слезам не верит».

Съемки мы проводим на год вперед. Работать очень непросто, так как нужно сохранять интерес у детей. Выкладывая материал на «Ютубе», мне порой сложно понять логику подрастающего поколения, почему именно тот или иной сюжет собрал за месяц 15,5 млн просмотров.

– У вас есть любимые истории?

– Предпочтения каждый раз меняются. Мне нравятся сюжеты, которые свежи, точны, актуальны и популярны на данный момент. Всегда с нетерпением жду, когда приступим к новым съемкам. Считаю, что важно вкладывать в свою работу душу и относиться к делу с любовью.

– Если спросить ребенка, каких телегероев любит, вряд ли он назовет персонажей из советского прошлого…

– Мы живем в другое время. Несколько десятилетий назад, кроме «Ералаша», по телевизору ничего не показывали. Логично, что каждый сюжет был на вес золота, актеров буквально носили на руках и речь героев превращали в афоризмы. Наши дети знают тех персонажей, которых показывают на экранах здесь и сейчас. Присутствует много юмора: от грязного и ужасного до милого и тонкого. Диалоги стали более жесткими даже в нашем киножурнале. Этого требует время. Тем не менее мы честны перед детьми и учим их только хорошему. Кстати, идет сумасшедшее взросление зрителя. Раньше снимали сюжеты, рассчитывая, что их поймут ребята 10 – 14 лет, а сейчас эта планка понизилась до 3 – 5 лет. Как бы странно это ни звучало, зритель поумнел.

– В 2009 году вы сняли художественный фильм «Крыша». Почему от юмора решили перейти к сложной теме взаимоотношений детей и родителей?

– «Крыша» – это честное кино про тончайшие вещи, про то, как порой бывает в жизни. Когда-то советское кино славилось замечательным отношением к людям, разбирались ситуации, которые касаются близких людей. Мои героини – три девочки из разных семей. Мамы и папы, с одной стороны, любят своих детей, но, с другой – совсем не интересуются их жизнью, не оказывают должного внимания. В одном из эпизодов идет школьное собрание и директор спрашивает: «Знаете ли вы, с кем за партой сидит ваш ребенок?» Большинство затрудняется ответить. Это называется критерием отношения родителей к детям. Существует тонкая грань. Поэтому в конце девочки оказываются на крыше. Хотелось показать, что нет ничего страшнее стоящего на краю гибели ребенка.

Фильм основан на реальных событиях: в Балашихе подростки разбились, спрыгнув с девятиэтажки. Эта трагедия и подтолкнула меня рассказать сложную историю с телеэкрана. Когда снимали картину, сами не могли сдержать эмоций. Это как у Пушкина: «Над вымыслом слезами обольюсь».

– Все ли темы вы можете затрагивать в сюжетах?

– «Ералаш» был создан в 1970 годы благодаря сатирическому журналу «Фитиль». Тогда в стране была удивительная любовь к анекдотам, их рассказывали на каждом шагу. Тем не менее в советское время была жесткая цензура, строго с нас спрашивали в годы перестройки. Затем мы получили долгожданную свободу. Сегодня она снова уменьшается на глазах, как шагреневая кожа. Но, уверен, семя свободного мышления не затоптать.

– Как относитесь к молодым блогерам?

– Каждый человек вправе расти и развиваться, но при этом придерживаться нормальных принципов. В том числе молодежи дали возможность открыто высказываться по разным поводам. Не понимаю, когда люди в социальных сетях позволяют себе ругаться матом и выдавать это за достоинство. Болтовня по любому поводу, кривлянье в Интернете – разве можно относиться к этому серьезно?

Однажды молодой блогер брал у меня интервью. Положил перед собой вопросы и даже не был готов немного отклониться в сторону, подискутировать. У меня сложилось впечатление, что человек работал по схеме и не вникал ни в одну тему. А как же рассуждения, интересные споры? Для меня загадка, почему подрастающее поколение подписывается на псевдоблогеров и, еще страшнее, прислушивается к ним.

– Народ голосует лайками…

– Короткие интермедиа – это не искусство. Приведу пример. Популярный российский видео-блогер и обозреватель кинофильмов BadComedian абсолютно ничего не понимает в кино. Он пытается «развалить» картину за счет описания эпизодов, которые являются мелочью по сравнению с главной темой фильма. Кстати, журналисты «Комсомольской правды» сейчас непрофессионально анализируют 5-серийную картину «Чернобыль», которая по количеству просмотров перебила «Игру престолов». Кино – это часть искусства, а искусство нужно разбирать соответственно. Хронические непрофессионалы мне неинтересны.

– Профессия актера востребована сегодня?

– Все хотят быть такими же успешными и знаменитыми, как Людмила Гурченко и Нонна Мордюкова. Профессионалы своего дела нужны всегда. Когда я пришел в кино, работы было мало. Открывалась дверь, через каждые пять минут заглядывал человек с вопросом: «Можно у вас сняться?» Сейчас на российские экраны выходит огромное количество картин, вакансий хватает. Знакомства и связи никто не отменяет, но у талантливых людей есть возможность проявить себя и стать успешными.

Фоторепортаж