Молодой учитель: кому, сколько, за что?

12:30, 18 февраля 2019г, Образование 2590


1
1

Фото Андрей КАСПРИШИН

Привлекать и закреплять талантливую творческую молодежь в сфере образования Алтайского края – чтобы решить такую амбициозную задачу в рамках нацпроекта «Образование», регион реализует комплекс эффективных мер поддержки и содействия профессиональному становлениюначинающего педагога. Рост заработной планы- один из значимых рычагов, по мнению Министра образования и науки Алтайского края Максима Костенко.   

Мифы и реальность

По официальным данным, МРОТ в Алтайском крае с 1 января равен 11 280 рублей. Умножив эту сумму на коэффициент 1,25 или 1,15, в зависимости от того, в какой местности живет человек, получим минимальный размер оплаты труда. То есть, бюджетник никак не может получать меньше. По словам Максима Костенко, средняя заработная плата преподавателя без опыта при нагрузке на ставку и выше - около 18 тысяч рублей. Плюс, возможности роста, одинаково доступны  сейчас и городскому учителю, и сельскому. Вопрос лишь в том, как человек ими распорядится. В Первомайском районе, например, разброс в размере заработной платы начинающих специалистов –  от 19381 до 36098 рублей, в Павловском – от 17421 до 28318, в Михайловском  - от 15640 до 24900. В крае немало примеров, когда зарплата учителей без стажа даже выше, чем у их более опытных коллег, констатирует Максим Александрович:

- Это, в основном, педагоги с нагрузкой более ставки, которые участвуют и  побеждают в региональных и федеральных конкурсах, ведут инновационную деятельность, школьные проекты и так далее. Тот, кто только что пришел в школу после окончания учебного заведения, не имеет пока стимулирующих выплат, но он формирует портфолио для оценки результативности профессиональной деятельности, а по сути, свое будущее, и в качестве материальной поддержки получает ежемесячные поощрительные надбавки: 30% к должностному окладу в первый год, 20% – во второй и 10% в третий. Бонус для выпускников-отличников – еще и доплаты от учреждения образования в первые три года.  

Для сравнения. Среднемесячная заработная плата в Алтайском крае, по данным крайстата на конец 2018 года - 24 тысячи 944, средний рост за год - 12,4%. Размеры доходов в разных отраслях варьируются от 15,2 до 49,7 тысяч рублей. Но, в отличие от образования, ни в какой другой сфере, пожалуй, не предусмотрено столько возможностей профессионального роста учителя. И ни в какой другой материальные и рыночные категории включаются столь опосредованно, через капитал, исторически недевальвируемый - ум, знания, любовь к детям, профессиональные компетенции, способность отвечать современным запросам общества, предъявляемым  к школе. Зарплата для начинающих педагогов - справедливый итог стараний,  осознания своего места в профессии, веха на пути к мечте. И зависит она от множества факторов -   количества учеников, нагрузки и неаудиторной занятости, сложности и приоритетности предмета, специфики образовательной программы, квалификационной категории, результативности деятельности, оценки качества предоставления услуги и т. д. Все надбавки к заработной плате, от классного руководства до психолого-педагогического сопровождения учеников – инвалидов, учтены действующей системой оплаты труда. Так, на  поддержку одного только направления инновационной  деятельности в краевом бюджете предусмотрено 200 миллионов рублей.

Особое направление

Логично, что при такой системе у части учителей, если точнее – у 40% (десять тысяч человек) от общей численности краевой команды педагогов, зарплатная планка выше средней. Таковы данные мониторинга регионального Минобрнауки. В то же время 5% педагогов работают не на полную ставку (менее 18 часов в неделю), получая пропорционально отработанному времени. Нет стимулирующих выплат у учителей, которые ведут часы, но не выполняют другую оплачиваемую работу. В этой наиболее уязвимой категории, в основном, сельские учителя. В этом году для них,  плюсом к ежемесячной компенсации оплаты жилищно-коммунальных услуг, предусмотрены дополнительные меры поддержки.

«Молодой педагог Алтайского края» - так называется направление, особо выделенное из десяти самых актуальных в нацпроекте «Образование».

Региональная политика закрепления молодых специалистов в школах признана одной из самых эффективных в России. В  Алтайском крае устраиваются в школу и «прирабатываются» около 85 % выпускников вузов и сузов, по итогам первого года работы.

Такой успех – результат многоуровневой системы закрепления молодежи в сфере образования. Так, с 2011 года в крае на конкурсной основе выплачивается единовременное пособие 40 педагогам – выпускникам вузов в размере 250 тыс. руб. и 40 окончившим сузы - по 150 тысяч. За период действия программы эти выплаты получили 517 молодых учителей. Многое делается и на муниципальном уровне, поскольку, при  всей полноте региональной поддержки, молодые учителя охотней едут туда, где муниципалитеты добавляют еще и «от себя». Так, в Курьинском, Благовещенском, Панкрушихинском и Шелаболихинском районах выплачивают новичкам, приехавшим на работу в село, по 50 тысяч рублей, а в Павловском с 1 января 2019 года подъемные увеличили до 100 тысяч рублей, и уже есть первая выплата. В Алейском, Бийском, Егорьевском, Заринском, Кытмановском, Смоленском и Третьяковском увеличили повышающий коэффициент к окладу в первые три года работы, соответственно до 40, 30 и  20%.  В Змеиногорском районе помогают с приобретением жилья - 500 тысяч рублей ежегодно распределяются по решению муниципального Совета развития образования между трудоустроившимися молодыми специалистами, а Рубцовск в 2018 году выделил своим «новобранцам» 20 квартир.

2500 начинающих учителей входят в профессиональную Ассоциацию «Педагогическая инициатива», 1600 – слушатели «Университета молодых педагогов Алтайского края». Как подчеркнул Максим Костенко, в регионе сегодня работает множество площадок профессионального роста. Стоит полистать «Алтайскую правду» за последние несколько лет, чтобы убедиться в этом. Школы молодого педагога, молодежные педагогические игры, семинары, встречи, классы, традиции наставничества, форумы и конкурсы. Победителей ждет не только финансовое поощрение, но и выход на федеральный конкурсный уровень.  

- Учителя - жемчужина системы образования, его «5-й элемент». Мы делаем и будем делать всё возможное, чтобы и новички, и опытные педагоги чувствовали себя комфортно, - резюмирует Максим Костенко.

Справка АП: 

В системе общего образования, по данным на начало 2018-2019 учебного года, трудится более 36 тысяч человек, из них более 21 тыс.  педагогических работников, 19 532 учителя, в т.ч. 2 464 молодых, со стажем педагогической работы до 5 лет. С 2012 года на повышение их зарплаты, согласно «майским» указам Президента РФ, из бюджета  дополнительно выделено более 3,1 млрд. рублей, средняя заработная плата в отрасли за этот период выросла в 2 раза и составляет сейчас около 24 тыс. рублей. Общая сумма  расходов края на зарплату учителей муниципальных школ - 7.5 млрд. руб. (численность учителей – 19990 человек). В рамках губернаторской стратегии «10 образовательных инициативах» реализуется проект «Директор школы Алтая» - она также направлена на закрепление молодых педагогов в образовательных учреждениях края.

Инфографика (предоставлена Министерством образования и науки Алтайского края). 

Фоторепортаж