Молодой директор Алексей Казанцев: В школе мы не учим детей бороться

16:55, 07 октября 2019г, Образование 2318


1
1

Алексей Казанцев, один из самых молодых директоров школ Алтайского края, о себе говорит: «Я директор школы, а в душе – самбист». И до сих пор тренирует детей в своем спортивном клубе.

Учимся падать правильно

– Это борцовский ковер. Школа стала инновационной площадкой Всероссийской федерации самбо, которая выделила покрытие для реализации проекта «Самбо в школу», – показывает Алексей Евгеньевич на пол спортзала, полностью закрытый толстым ковром с разметкой для баскетбола, нанесенной с помощью скотча. – В Новосибирской области к проекту присоединилось уже не меньше 14 школ, у нас в крае мы пока первые.

Это покрытие полезно, чтобы дети просто научились кувыркаться, освоили навыки самозащиты. Не во всех школах сейчас достаточно гимнастических матов, и ковер решает эту проблему. Несмотря на его кажущуюся мягкость, баскетбольный мяч от него отскакивает как от обычного пола. Так что можно выполнять все, что рекомендовано программой по физкультуре.

Такая идея возникла в 2015 году, когда Алексей Казанцев еще работал учителем физкультуры в родной школе № 3. Другие педагоги отнеслись к ней скептически. Но уже год спустя, когда появился всероссийский проект «Самбо в школу», он проводил мастер-класс для коллег, как внедрять этот вид единоборства в образовательное пространство.

– В школе мы, конечно, не учим детей бороться! Мы учим правильно падать без травм или освобождаться от захвата, действовать в экстремальных ситуациях. Вы сами знаете из новостей – на улицах много агрессивных людей. У нас, кстати, самбо является разделом ГТО, и в прошлом году мы возили десять человек в Москву на соревнования, где заняли третье общекомандное место среди 15 регионов. А расходы на перелет и проживание взяла на себя федерация самбо. Не все наши ребята в Барнаул-то выезжают, а тут Москва, Кремль, столько впечатлений!

Вернуться в Заринск

Алексей Казанцев после школы поступил в Сибирский университет физкультуры и спорта в Омске. Тренировать начал еще во время учебы, а в 2011 году вернулся в Заринск и работал тренером-преподавателем по самбо и дзюдо в спортивной школе. В 2012 году стал учителем физкультуры. На вопрос, как он сам попал в спорт, отвечает:

– Отец серьезно занимался легкой атлетикой, выступал на чемпионатах Союза на дистанции 400 метров. Он посмотрел мои предпочтения, а я, как все мальчишки тогда, хотел заниматься карате или кунг-фу. Но родители сказали, что в отличие от карате самбо учит не нападению, а самозащите, это другое мышление. Плюс это наш, российский вид спорта. И единственный, в котором на международных соревнованиях говорят по-русски.

– У вас не было соблазна остаться в Омске?

– Я тренировал в школе известного спортсмена Александра Пушницы, собирался пойти в аспирантуру на социальную философию. Но потом все-таки решил вернуться в Заринск и развивать спорт здесь. Я и учителем-то не сразу решил стать и долго задавался вопросом, я – тренер или учитель?

– И кто же?

– Сейчас – директор, который ведет уроки физкультуры. Мне кажется, каждый руководитель должен быть в чем-то хорош.

Директором Алексея Казанцева назначили не просто так: в 2017 году он победил на муниципальном конкурсе «Учитель года». Его школьный спортивный клуб стал лучшим на всероссийском смотре-конкурсе. А в 2016 году он создал автономную некоммерческую организацию «Метеор+», которая развивает самбо, так что к 2018 году, когда он возглавил школу, опыт административной деятельности уже был.

«Чтобы всё работало»

– Трудно ли было перейти из тренеров в учителя?

– Нет: те же дети, та же обстановка. Мне кажется, главное на уроке, чтобы был учитель и ученики, а инвентарь – дело наживное. Но урок нужно уметь организовать. Иногда ко мне приходят педагоги, у которых сломался проектор, и спрашивают, как же им вести уроки, пока его чинят. Но есть же доска, мел и учебники, а главное, есть учитель!

– А что потребовало особого внимания в эти полтора года, что вы работаете директором?

– Кадры. Не в том смысле, что их нет, просто с каждым человеком нужно работать, пока он не почувствует себя в своей стихии. И тогда можно быть уверенным, что трудится он не за страх, а за совесть…

Дети сегодня немного другие: быстрее соображают теоретически, у них больше возможностей найти информацию. А в практическом плане, возможно, стали немного слабее. Но современная система образования в любом случае идет «от проблемы». Как мой старший сын в шесть лет осваивал чтение: он уже знал буквы, а складывать их не получалось. Я минут сорок объяснял, лед тронулся. А потом ему понадобилось найти в Интернете любимые мультики – и он стал сам набирать их названия, так и научился.

Какие у директора мечты? Алексей Евгеньевич отвечает: «Спортивная площадка с покрытием из резиновой крошки. Актовый зал отремонтировать – пока мы окнами занимаемся. И… школьная обсерватория, чтобы можно было серьезно изучать астрономию. А вообще, хочется, чтобы все работало и как можно реже выходило из строя».

Фоторепортаж