Минус – на плюсы

08:23, 12 сентября 2014г, Медицина 1636


Минус – на плюсы Фото №1

С началом учебного года нагрузка на глаза у детей школьного возраста многократно увеличивается. Какие факторы влияют на здоровье глаз и что нужно, чтобы сохранить зрение в норме, в беседе с нашим корреспондентом рассказывает врач-офтальмолог детской больницы № 7 Барнаула Андрей Ефимов:

– Нужно выделить первый и, наверное,  основной фактор риска – отсутствие полноценного обследования детей, которые поступают в первый класс. Это стоит знать и обязательно учитывать родителям: дети должны быть обследованы, и обследованы квалифицированно. Когда не только острота зрения проверена, но проведено полноценное обследование состояния глазного яблока и выявлены даже минимальные факторы риска. Например, степень дальнозоркости или астигматизма, приобретенная или врожденная близорукость (если оперировать профессиональными терминами, это миопия, а дальнозоркость – гиперметропия).

Второй момент, который надо учитывать: если сейчас нет проблем с глазами, то их можно и приобрести. И основным фактором риска в этом случае выступает зрительная нагрузка вблизи. Существуют определенные возрастные нормы, позволяющие ребенку подготовиться физически и психологически к повышенной нагрузке на глаза. Ведь некоторые дети уже в два года (!) начинают читать благодаря «успешным» родителям, которые, может быть, не реализовав себя в чем-то,  пытаются таким образом отыграться на детях и добиться успехов, которых не смогли достичь сами. А аппарат глаза ребенка еще не способен справиться с этой нагрузкой, колоссальной в этом возрасте для него. И это тоже может стать причиной ранней приобретенной миопии.

В школе то же самое. Помимо того, что есть уроки, есть домашнее задание, сейчас распространены нагрузки на глаза вблизи в виде компьютерных игр. И, пожалуй, более важная проблема, чем компьютер, – это малоэкранные гаджеты – смартфоны, планшеты, на которых изображение менее четкое и, соответственно, зрительное переутомление наступает быстрее.

Можно отметить и наличие каких-либо хронических заболеваний у детей и подростков. Часто это патологические состояния в области шейного отдела позвоночника, хронические гастриты, дуодениты и другие заболевания, которые ведут к снижению защитных функций организма.

– Извините, а гастрит-то каким образом связан с глазами?

– Подчеркиваю – любое заболевание, которое снижает защитную реакцию организма, в итоге влияет на зрение. Даже глистная инвазия может способствовать снижению защиты, а это в свою очередь может приводить тоже к развитию приобретенной, так называемой школьной миопии.

– Правильно ли полагать, что миопия – это наиболее распространенная патология, которая развивается у школьников?

– Да, это менее управляемая реакция организма на перегрузки. Если все другие, например, гиперметропию или астигматизм, удается, выявив на ранних стадиях, исправить очками и эти состояния не прогрессируют, то близорукость, миопия, у детей склонна к прогрессированию.

Она может сформироваться в любом возрастном периоде школьника, но сама по себе миопия – это не заболевание, ее нельзя лечить, как, скажем, грипп. Но миопия может приводить к осложнениям в виде отслойки сетчатки, дистрофическим изменениям, стойкому снижению остроты зрения, которые не имеют обратного развития. То есть они необратимы.

Собственно говоря, как ребенок обследуется, носит ли очки, получает ли профилактическое лечение – все это будет сказываться в дальнейшем,  возникнут ли у него осложнения.

– Как часто надо показывать ребенка офтальмологу?

– Один раз в год рекомендуется обследоваться детям с нормальным зрением. А тем, у которых выявлена патология, – раз в шесть или в три-четыре месяца – об этом скажет офтальмолог, который ставит пациента на диспансерное наблюдение. Все дети со сниженным зрением должны стоять на таком учете.

– Современные школьные программы предполагают обязательную работу с компьютером. Какие-то особые рекомендации вы можете дать?

– Сейчас жизнь без компьютерных технологий невозможно представить. Но те санитарные нормы при работе с компьютером, которые когда-то были разработаны, уже не соответствуют современным реалиям, взять то же активное общение в соцсетях. Поэтому раздвигаются и временные рамки пользования этим электронным устройством. Но надо понимать, что зрительная нагрузка вблизи, когда ребенок читает, пишет, пользуется компьютером, должна быть регламентирована. Как в школе уроки перемежаются с переменами, во время которых ученики отдыхают, так и при работе с компьютером необходимо соблюдать определенный режим. То есть и в домашних условиях должно быть разделение зрительной нагрузки: через 20, 30 или 40 минут необходимо сделать хотя бы трех-пятиминутный перерыв, во время которого ребенку нужно отвлечься, переменить вид деятельности..

– Что можно порекомендовать для сохранения зрения?

– Самое простое и самое доступное – гимнастика для глаз. Она не требует никаких затрат. Упражнения несложные, но при регулярном выполнении дают неплохой эффект. Их можно выполнять даже в транспорте, было бы желание.

– При снижении зрения офтальмологи назначают ребенку очки. Но некоторые дети стесняются их носить, предпочитают линзы. А с точки зрения врача, что лучше?

– Если ребенку предписано постоянное ношение очков – это требование, которое нужно выполнять. Если этого не делать, то ситуация может очень сильно осложниться. И если ребенок стесняется носить очки, то в таком случае контактная коррекция зрения остается единственным вариантом. Ничего страшного и опасного в линзах нет. Иногда контактная коррекция даже предпочтительнее, например, при высокой близорукости, при прогрессирующей близорукости. Но при этом рекомендуется регулярно, не реже чем через три месяца показываться офтальмологу и выполнять все его рекомендации.

РЕКОМЕНДУЕМ
ПОПУЛЯРНОЕ
Фоторепортаж