Межрегиональный фестиваль лоскутного шитья проходит в Барнауле

18:45, 13 марта 2020г, Культура 1944


1
1

Фото Олег БОГДАНОВ

Экспозиция, а точнее сразу две, работает в выставочном зале музея «Город». VI открытая краевая выставка «Лоскутные узоры Алтая» представляет произведения мастериц с Алтая, из Красноярского края, Республики Хакасия, Новосибирской, Омской и Томской областей – десяток клубных объе-
динений и более 70 самостоятельных мастеров.

А в другой части зала собраны лучшие за 15 лет работы народного клуба «Лоскутная мозаика», созданного в городе Иваново еще в 1993 году. Организатор фестиваля, ведущий специалист краевого Дома народного творчества Наталья Белякова называет ивановских мастериц мэтрами лоскутного движения в нашей стране.

Мастер о мастере

«Какая же красота! Невозможное что-то…» – вздыхает проходящая мимо зрительница.

Среди посетителей много начинающих и опытных мастериц. Они фотографируют работы и осторожно отгибают краешки панно, чтобы рассмотреть изнанку. Для лоскутниц Алтая эти проходящие раз в два года фестивали – настоящая школа, и нетрудно заметить, как растет со временем общий уровень местных работ.

Одну из стен заняли результаты клубного проекта «Мастер о мастере» барнаульского объединения «Лоскутная пятница».

– Работая над панно, я вдохновлялась расписным керамическим блюдом народного мастера Алтайского края Лилии Живовой. Назвала «Райская птица», – рассказала нам одна из участниц проекта, Наталья Кузнецова. – Техника – аппликация, схема – «георгин». Использовала традиционные американские ткани, все выстегано свободно-ходовой стежкой.

На работу ушло примерно семь месяцев. Много времени заняло создание эскиза: «Я даже приходила на мастер-класс к Лилии Живовой, пробовала сама расписывать кистью, – говорит лоскутница. – После этого и созрела идея, как воплотить узор в ткани, и третий эскиз меня наконец-то устроил. Я не художник, может, поэтому сложновато. Но мы растем, естественно. А шью я вообще с самого детства».

Брутальные мотивы

Панно другой участницы объединения, Ольги Линкер, представляет… достоверную лоскутную копию доспехов народного мастера Виктора Замятина.

– Цветочки – это не мое, а вот брутальные вещи мне близки, – улыбается Ольга. – Я использовала кожу, потому что каким-то тонким материалом сложно передать металлическую фактуру доспехов, меча, щита. А стены замка собирала из толстых мебельных тканей. Работать с ними тяжелее, чем с тоненьким хлопком для пэчворка, но это было интересно.

Несмотря на заранее заданный формат, проект «Мастер о мастере» получился разноплановым и эффектным. Лоскутница Екатерина Черепанова посвятила свое панно мастерице художественной росписи Елене Леонтьевой, Ольга Набатова – керамистке Марине Ивановой, Наталья Степкина – гончару Виталию Гычеву, Светлана Зяблова – мастерице народной вышивки Людмиле Гемель. 20 участниц клуба «Лоскутная пятница» выбирали то, что им ближе, – благо в Алтайском крае звание народного мастера носит уже более 30 человек.

– Такие проекты непросто делать – у каждой лоскутницы свои идеи. И вот они тихо шьют одеяла, которые сами придумали, – говорит Наталья Белякова. – Но когда они видят общий результат, понимают, что все было не зря.

«Сшей меня!»

Впрочем, и среди самих алтайских лоскутниц есть народные мастера, чьи работы выставляются на престижных фестивалях и хранятся в музеях. Например, победительница всероссийских конкурсов Лариса Храбрых поучаствовала в экспозиции со своей скатертью «Пирог с черникой» и двумя изысканными панно. А еще на выставке можно увидеть работы одиннадцати ее учениц, участниц проекта «Один блок – один квилт».

– Вот это одеяло «Лето» – самая первая работа моей ученицы Веры Ведерниковой. Ей дочка подарила швейную машинку к выходу на пенсию. Мне нравится, когда люди с первого раза шьют достойную вещь. Сначала мы рисуем эскиз, выбираем ткани, раскладываем цвета. Потом они под моим руководством сшивают лоскуточки, если неправильно – распарывают и сшивают снова. Приходите тоже, всему вас научим!

И целых восемь панно, от небольших до огромных, представила народный мастер Светлана Булатова. «Око Шивы» и «Ангел» вдохновлены работами ее дочери – художницы, скульптора и керамистки Елены Булатовой, живущей в Германии.

– «Ангел» – апофеоз моих трудов, такая лоскутная графика, – говорит мастерица. – Я считаю, что в этой работе участвовали трое: моя дочь, я и художник по ткани, придумавший принт.

Еще в двух панно – «Конек-горбунок» и «Павловский Посад» – Светлана Булатова использовала старинные платки, а в работе «В небесах торжественно и чудно» – 
столетние кружева и перламутровые пуговицы, споротые со всех кофт. Покрывало «Юбилейное», сшитое для внучки, собрано из множества старых джинсов, которые принесли друзья.

– Меня обуяла такая энергия, что я ускорилась, как берсерк! – смеется Светлана Федоровна. – Проснусь в два часа ночи и думаю: «Чего валяться, пойду пошью хотя бы до пяти». И сшила покрывало за два месяца! А «Юбилейное» оно потому, что мне скоро 80 лет.

– Не может быть!

– А творчество как раз и держит нас на плаву – вместо таблеток. К тому же у меня дома стоит огромный старинный сундук, полный всяких лоскутиков, и они там взывают: «Сшей меня, сшей меня!»

Фоторепортаж